Фривольный анализ текста Лёхи Никонова "Весна опять на.бала"
Перед прочтением рекомендую прослушать авторское исполнение (хз как в дзене музыку цепануть) и открыть оригинал текстом.
Алексей Никонов продекламировал один из самых искренних и трогательных текстов начала века. Для меня он звучит как откровенная трагедия последнего поколения советских людей.
Образы эпитеты, сама лексика подобраны таким образом, что весна, девушка, любовь -- основные "герои" произведения -- наполняются двойным смыслом и значением.
Возможно, при отсутствии первой части (про зиму-падлу, доставившую герою так много страданий и горьких открытий) весна так бы и оставалась просто временем года, девушка -- принцессой полюций, а любовь -- чувством к девушке. Но сама форма стихотворения расширяет смыслы, превращая слова -- в метафоры, а героев -- в аллегории.
Это самый пронзительный текст о любви к Родине, который я когда-либо читала! Моя молодость совпала со временем создания этого текста. Я была подключена к тем же, что и автор, культурным кодам (мемам) и чувствам, которые они вызывали в нас тогда.
Поясню за Лёху.
Зима -- потому что был период застоя в истории СССР, после которого наступала "хрущевская оттепель". Зима со всеми трудностями, морозом и гололедом, рано или поздно проходит, сменяясь весной -- надеждами на тепло, любовь и что-то хорошее.
Лирический герой, возникающий на второй строфе прямой речью -- насторожен, опытен, скептичен. Он уже знает что весна обещанная стране хрущевской оттепелью так и не наступила. И в таком контексте дерпессивное чувство, агрессивное разочарование, выраженное фразой "весна опять нае*ала" относится ко времени перестройки, дарившей людям надежды на "весенеее перерождение", обновление страны.
К моменту возникновения стихотворения 2005 год 10 лет уже шли реформы и надежды, питавшие юношей (перефраз --
не утодили их голод перемен. вялая злость и аппатия разочарования проявлялась среди людей все чаще и чаще. Мы -- последние дети ссср надеялись на весну капитализма, сменяющего зимний-проблемный соц.реализм окружающий нас кактвющие уже сугробы. снеш схожит и под ним, естественно была в первую очередь куча экскрементов...
Дальше начинается длинная история про девушку.
В первой страфе второй части ("делала минет -... - потому что в их тусклых мечтах ничего интересного нет") на мой взгляд очень поэтично и точно описаны отношения постперестроечного народа с девушкой -- Демократией.
Я не стану подробно разбирать здесь логику их отношений т.к. придется пересказывать множество мифов, легенд того времени т половину учебника по истории.
В любом случае строфа снова заканчивается рефреном на тему: "весна опять обманула". Потому что после распада Союза, понятие слова "любовь" -- как отношения между людьми и вещами: совместная жизнь, героизм, творчество, служение, взаимовыручка, понимание, создание новых людей -- сблизилось со словом "секс". Причем секс понимали как коитус, чаще всего сводимый к товарно-денежным отношениям и только к межполовым вопросам (резонно).
"Любовь это просто кусок п*зды, потому что любить надо" -- для меня в этой строке зашифрована личная трагедия миллионов "детей перестройки", вынужленных не любить в прежнем, как в школе учили, смысле, а торговать собой, как спел БГ (песню прикрепляю).
Начиная с "секса без перерыва" от группы "Мальчишник" -- самая популярная пожалуй, в то время -- тексты песен начали отражать невыносимую скорьбь моих ровестников по этому поводу. Любовь к себе подобному человеку, свелась к половому акту, любовь к борщу превратилась в бесконечное зарабатывание денег на еду, любовь к родине -- в неизбежный коитус, при котором неясно кто кого имеет ("нас ибут, а мы крепчаем" -- когда появилась призказка? о чем она?)
Вот она ваша Демократия -- Клава с шестого этажа, даже очень дорогая, желанная, умопромочительная в загорелой коже и латексе -- шлюха.
Значение слов поменялось, но желание прежней семантики никуда не делось. Инстинкт сближения с женщиной никуда не делся, привязанность к родине и родителем никуда не пропали, но кардинально поменялись доступные и допустимые формы таких сближений.
Кроме идеологически обоснованной мессионерской позиции -- безаппеляционной любви к Отечеству, партии и народу, (кои едины были в лозунгах СССР*)
в новой суверенной России, можно стало что-то любить и не навидеть одновременно. Например, можно было многое сделать и высказать без цензуры, наказания властными структурами и вообше без видимых последствий -- гласность же и свобода!
Только вот оказалось по факту, что все возможности все равно имеют некоторую базу и неприятные моменты расплаты -- ту самую весну, которая покадет где кто нагадил ... ну, ты уже в курсе.
Демократия западного образца изначально зиждится на экономике капитализма. За плечами западных людей была тысячелетняя история адаптации культурных ценностей к социально-экономической системе отношений. За нашими плечами -- семьдесят лет эксперимента по выведению хомо-советикус, причем по плану составленному отнюдт не специалистами в вопросах культуры.
Вот и получалось, что вся любовь, в итоге, приводила юношей к голодным и мечтательным проститутка вдоль трасс. и к цитате из книг Пелевина: "в этой стране можно быть либо клоуном при каком-нибудь пидарасе, либо пидорасом при клоуне". Безвыходный, депрессивный выбор.
Выбрав демократию, народ к 2005 году был раздосадован, потому что поменялась система ценностей человеческих отношений. А к этому многие были не готовы. Народные массы хотели 48 сортов колбасы в магазине и выбирали у трассы политических систем самую симпатичную девку, не интересуясь ее "внутренним миром", а только оберткой, телом. И вот секс состоялся и не понравился. Не любовь же, так -- сброс напряжений. Да еще и платить пришлось за каждый кусочек колбаски... Короче сплошная боль и разочарование. Первый этап постперестроечной жизни, молодость СНГ, девственность во многих сферах жизнедеятельности, первый опыт секса...
Итог первого этапа лирический герой стихотворения подводит строкой: "К сожалению умной и верной быть невозможно. Нельзя"
Описание аллегорической фигуры "девушки" разворачивается дальше.
Это уже не девкаДемократия, а сама Родина ряженая и в одежки демократи и в черти что раньше.
Лирический герой в поисках независимости от тех форм любви и свободы которые предлагает Новая Россия, восклицает: я могу без тебя жить!
Он ищет негатив в ее образе: "спермой ты измазана вся"
Но природная физиология не позволит юноше отказаться от желания отношений с Родиной.
Вспомним "любить надо"
Любуясь ею а новых одежках капитализма в новых формах культурной жизни (латек , тинейджеры, поллюции о которфх раньше было и нпдопустимо писатт в стихах) он все равно её хочет
"давай пока ты такая"
Герой смиряется с новой системой социальных взаимоотношений.
"любовь это просто"... потому что весна обманула, не оправдала надежд, оказалась не такой, как мечтали...
Возвышенно-романтичные отношения (женщина мечта, принцесса) пали в грязь, кончены -- унижены (измазаны спермой)
Любовь к Родине превращается в акт товарно-денежных отношений. На что лир.герой реагирует агрессивно. давай пока ты такая (имеешь товарный вид) для совершения не любовного уже а полового акта герою требуется дополнительная стимуляция. инстинкт гонит на продолжение отношений однако "социальное обеспечение" не возбуждает.
Поиски утраченных иллюзий, сложное обретение возбужнений через ассоциации -- Пруст -- оказался утопией, а жизнь -- популярной научной фантастикой как произведения Гильберта Уэлса.
Герою стыдно жить и для продолжения требуются дополнительные, искусственнве стимуляторы (наркотики, секс,)
Он и её -- Родину хотел бы убедить что "просто так" жить нельзя. Видимо противовесом этому, антонимической парой примитивной жизни за которую стыдно подразумевается интелектуальная эмоционально-богатая, полная не только секса и наркоты, но и литературы, искусства, музыки...
Автор ломает стену, между собой и героем: " еще я добавил несколько слов"... и а словах этих горький посыл позитива. мы будем смеяться
хотя стали "ещё хуже" и в этом "мы" единение и с девушкой, и с родиной, и со всем поколением.
Да вот такая вот странная форма отношений принята "это уже любовь". Это любовь не смотря даже на терроризм, продажность и то, что "весна опять на*бала"