Рождество Пресвятой Богородицы – великий праздник. В этот день православные собираются в храмы на службу, возносят молитвы Пречистой Деве.
Окунемся вглубь веков. Не одно столетие отделяет нас от событий XIV века. Чем же памятен день Рождества Богородицы 1380 года? В то время люди одевались совершенно в другие одежды, не ездили на автомобилях и не разговаривали по телефонам, их быт кардинально отличался от нашего, но они были точно такими же живыми людьми, как и мы, так же мечтали о счастье, растили детей, строили планы на будущее. Как же они молились и взывали к Пресвятой Богородице, прославляя Ее и прося Ее заступничества в тот сентябрьский день?
1380 год. Это время преподобного Сергия Радонежского. Тогда еще не было белокаменных церквей в Троице-Сергиевой лавре, но сам игумен Сергий скромно жил в своей келье и возносил молитвы о своей многострадальной Руси, разрозненной на отдельные княжества и томившейся под татаро-монгольским игом.
1380 год. Это время благоверного князя Димитрия. Именно в тот год благочестивого московского князя прозвали Донским после победы над Мамаем на Куликовом поле.
Русь… Сколько бед она вытерпела! Сначала князья начали междоусобные войны, а потом и внешний враг нагрянул. Каждый сам за себя, ложь, обман, предательство, нежелание помочь другому… Нагрянула беда, откуда не ждали. Так по одному и оказались русские княжества под татаро-монгольским игом. Много бед повидал русский народ.
Но вот в дремучих радонежских лесах появился скромный подвижник и молитвенник, будущий преподобный Сергий. А в Москве начинал собирать русское войско под свое начало князь Дмитрий. Поняли князья, что по одному не скинут они тяжкое иго. Только объединившись, смогут одолеть врага.
А Мамай тем временем собирал свои полчища, чтобы вновь двинуться на Русскую землю. Как говорится в древнерусской повести «Сказание о Мамаевом побоище», «попущением Божиим, за грехи наши, по наваждению дьявола поднялся князь восточной страны, по имени Мамай, язычник верой, идолопоклонник и иконоборец, злой преследователь христиан. И начал подстрекать его дьявол, и вошло в сердце его искушение против мира христианского, и подучил его враг, как разорить христианскую веру и осквернить святые церкви, потому что всех христиан захотел покорить себе, чтобы не славилось имя Господне средь верных Богу. Господь же наш, Бог, царь и творец всего сущего, что пожелает, то и вершит».
И двинулось русское войско навстречу полчищам Мамая. Смогут ли щиты и кольчуги защитить воинов? Помогут ли мечи и копья одолеть неприятеля? «Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие», – говорил апостол Павел. (Еф. 6: 16–17). И направился князь Дмитрий в Троицкий монастырь за благословением к игумену Радонежскому Сергию. Наставник монахов и собеседник ангелов благословил князя на предстоящую битву «и добавил ему тихо: "Победишь, господин, супостатов своих, как и подобает тебе, государь наш". Князь же великий сказал: "Дай мне, отче, двух воинов из своей братии – Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь". Старец же преподобный велел тем обоим быстро собраться идти с великим князем, ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили. Они же тотчас послушались преподобного старца и не отказались от его повеления. И дал он им вместо оружия тленного нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя. И передал их в руки великого князя, и сказал: "Вот тебе мои воины, а твои избранники", – и сказал им: "Мир вам, братья мои, твердо сражайтесь, как славные воины за веру Христову и за все православное христианство с погаными половцами". И осенил Христовым знамением все войско великого князя – мир и благословение».
Войско князя Дмитрия выступило в путь. Чтобы встретить врага на Куликовом поле, в месте слияния рек Дона и Непрядвы русское воинство перешло на другой берег. А когда все воины ступили на Куликово поле, все мосты были сожжены. Тем самым русское воинство отрезало себе путь к отступлению.
И вот настал тот памятный день Рождества Пресвятой Богородицы, когда сошлись на ратном поле татарские полчища и русское воинство.
Как говорит «Сказание о Мамаевом побоище», «уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: "Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!" И был на голове его куколь, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: "Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему Якову – мир и благословение!" – бросился на печенега и добавил: "Игумен Сергий, помоги мне молитвою!" Печенег же устремился навстречу ему, и христиане все воскликнули: "Боже, помоги рабу Своему!" И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».
Но есть и другое повествование о поединке Александра Пересвета с Челубеем. Существует предание о том, что Челубей был монахом, практиковавшим оккультные практики, и считался бессмертным и непобедимым. А когда они с Александром Пересветом разогнали своих коней, сошлись в смертельной схватке и ударились копьями, то тело убитого Челубея свалилось на землю, а Александр Пересвет, будучи уже мертвым, остался сидеть в седле. И среди татарских полчищ поколебалась вера в свою непобедимость. Монахом-воином Александром Пересветом была одержана духовная победа.
И началась Куликовская битва. И «бились с утра до полудня в субботу на Рождество святой Богородицы». И была одержана победа русским воинством, и обратились полчища Мамая в бегство.
«Рече же князь великий: "Слава Тебе, Вышний Творец, Царю Небесный, Милостивый Спас, яко помиловал еси нас, грешных, не предал еси нас в руце врагом нашим, поганым сыядцем. А вам, братья, князи и бояре, и воеводы, и молодые люди, русские сынове, сужено место лежати межу Доном и Днепром, на поле Куликове, на речке Непрядве. Положили есте головы своя за землю Русскую, за веру христианскую. Простите мя, братие, и благословите в сем веце и в будущем!"»
В Троицкой обители было отслужено заупокойное богослужение о всех православных воинах, павших на Куликовом поле. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. И до сих пор суббота перед днем памяти святого Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Дмитрия Донского, называется Димитриевской родительской субботой. И сейчас в этот день поминают не только воинов, жизнь свою за веру и Отечество положивших, но и всех православных христиан.