Найти тему
Сретенский монастырь

ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. 1380 ГОД

Рождество Пресвятой Богородицы – великий праздник. В этот день православные собираются в храмы на службу, возносят молитвы Пречистой Деве.

Рождество Богородицы, икона XIX в.
Рождество Богородицы, икона XIX в.

Окунемся вглубь веков. Не одно столетие отделяет нас от событий XIV века. Чем же памятен день Рождества Богородицы 1380 года? В то время люди одевались совершенно в другие одежды, не ездили на автомобилях и не разговаривали по телефонам, их быт кардинально отличался от нашего, но они были точно такими же живыми людьми, как и мы, так же мечтали о счастье, растили детей, строили планы на будущее. Как же они молились и взывали к Пресвятой Богородице, прославляя Ее и прося Ее заступничества в тот сентябрьский день?

1380 год. Это время преподобного Сергия Радонежского. Тогда еще не было белокаменных церквей в Троице-Сергиевой лавре, но сам игумен Сергий скромно жил в своей келье и возносил молитвы о своей многострадальной Руси, разрозненной на отдельные княжества и томившейся под татаро-монгольским игом.

1380 год. Это время благоверного князя Димитрия. Именно в тот год благочестивого московского князя прозвали Донским после победы над Мамаем на Куликовом поле.

Русь… Сколько бед она вытерпела! Сначала князья начали междоусобные войны, а потом и внешний враг нагрянул. Каждый сам за себя, ложь, обман, предательство, нежелание помочь другому… Нагрянула беда, откуда не ждали. Так по одному и оказались русские княжества под татаро-монгольским игом. Много бед повидал русский народ.

Но вот в дремучих радонежских лесах появился скромный подвижник и молитвенник, будущий преподобный Сергий. А в Москве начинал собирать русское войско под свое начало князь Дмитрий. Поняли князья, что по одному не скинут они тяжкое иго. Только объединившись, смогут одолеть врага.

А Мамай тем временем собирал свои полчища, чтобы вновь двинуться на Русскую землю. Как говорится в древнерусской повести «Сказание о Мамаевом побоище», «попущением Божиим, за грехи наши, по наваждению дьявола поднялся князь восточной страны, по имени Мамай, язычник верой, идолопоклонник и иконоборец, злой преследователь христиан. И начал подстрекать его дьявол, и вошло в сердце его искушение против мира христианского, и подучил его враг, как разорить христианскую веру и осквернить святые церкви, потому что всех христиан захотел покорить себе, чтобы не славилось имя Господне средь верных Богу. Господь же наш, Бог, царь и творец всего сущего, что пожелает, то и вершит».

И двинулось русское войско навстречу полчищам Мамая. Смогут ли щиты и кольчуги защитить воинов? Помогут ли мечи и копья одолеть неприятеля? «Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие», – говорил апостол Павел. (Еф. 6: 16–17). И направился князь Дмитрий в Троицкий монастырь за благословением к игумену Радонежскому Сергию. Наставник монахов и собеседник ангелов благословил князя на предстоящую битву «и добавил ему тихо: "Победишь, господин, супостатов своих, как и подобает тебе, государь наш". Князь же великий сказал: "Дай мне, отче, двух воинов из своей братии – Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь". Старец же преподобный велел тем обоим быстро собраться идти с великим князем, ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили. Они же тотчас послушались преподобного старца и не отказались от его повеления. И дал он им вместо оружия тленного нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя. И передал их в руки великого князя, и сказал: "Вот тебе мои воины, а твои избранники", – и сказал им: "Мир вам, братья мои, твердо сражайтесь, как славные воины за веру Христову и за все православное христианство с погаными половцами". И осенил Христовым знамением все войско великого князя – мир и благословение».

Священник С. Симаков. «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской». vidania.ru
Священник С. Симаков. «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской». vidania.ru

Войско князя Дмитрия выступило в путь. Чтобы встретить врага на Куликовом поле, в месте слияния рек Дона и Непрядвы русское воинство перешло на другой берег. А когда все воины ступили на Куликово поле, все мосты были сожжены. Тем самым русское воинство отрезало себе путь к отступлению.

И вот настал тот памятный день Рождества Пресвятой Богородицы, когда сошлись на ратном поле татарские полчища и русское воинство.

Как говорит «Сказание о Мамаевом побоище», «уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: "Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!" И был на голове его куколь, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: "Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему Якову – мир и благословение!" – бросился на печенега и добавил: "Игумен Сергий, помоги мне молитвою!" Печенег же устремился навстречу ему, и христиане все воскликнули: "Боже, помоги рабу Своему!" И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

Но есть и другое повествование о поединке Александра Пересвета с Челубеем. Существует предание о том, что Челубей был монахом, практиковавшим оккультные практики, и считался бессмертным и непобедимым. А когда они с Александром Пересветом разогнали своих коней, сошлись в смертельной схватке и ударились копьями, то тело убитого Челубея свалилось на землю, а Александр Пересвет, будучи уже мертвым, остался сидеть в седле. И среди татарских полчищ поколебалась вера в свою непобедимость. Монахом-воином Александром Пересветом была одержана духовная победа.

И началась Куликовская битва. И «бились с утра до полудня в субботу на Рождество святой Богородицы». И была одержана победа русским воинством, и обратились полчища Мамая в бегство.

«Рече же князь великий: "Слава Тебе, Вышний Творец, Царю Небесный, Милостивый Спас, яко помиловал еси нас, грешных, не предал еси нас в руце врагом нашим, поганым сыядцем. А вам, братья, князи и бояре, и воеводы, и молодые люди, русские сынове, сужено место лежати межу Доном и Днепром, на поле Куликове, на речке Непрядве. Положили есте головы своя за землю Русскую, за веру христианскую. Простите мя, братие, и благословите в сем веце и в будущем!"»

-3

В Троицкой обители было отслужено заупокойное богослужение о всех православных воинах, павших на Куликовом поле. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. И до сих пор суббота перед днем памяти святого Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Дмитрия Донского, называется Димитриевской родительской субботой. И сейчас в этот день поминают не только воинов, жизнь свою за веру и Отечество положивших, но и всех православных христиан.

Анна Власова

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм