Найти тему
АиФ - Новосибирск

«Знали, что обречены». Трагедия команды затонувшего батискафа «Титан» — что стало известно на первом слушании в суде

Оглавление
«Титан» и находившаяся на борту команда из пяти человек, в результате трагедии все пассажиры скончались
«Титан» и находившаяся на борту команда из пяти человек, в результате трагедии все пассажиры скончались

В Штатах, в тихом зале суда, где царила атмосфера скорби и напряженного ожидания, начались слушания по делу о трагической гибели батискафа «Титан». Эта мини-субмарина, принадлежавшая компании OceanGate, в июне 2023 года погрузилась в пучину Атлантического океана, чтобы доставить пятерых смельчаков к обломкам легендарного «Титаника». Но мечта о погружении в историю обернулась кошмаром.

Свидетельства последних минут

В ходе слушаний, проходивших 16 сентября 2024 года, впервые были представлены фотографии обломков «Титана». Снимки, сделанные на четвертый день после катастрофы с помощью специального дистанционного оборудования, показывали хвостовой конус судна, врезанный в морское дно на глубине более 12 000 футов. Эти изображения стали неопровержимым доказательством того, что мини-субмарина была раздавлена чудовищным давлением воды, как если бы её корпус был выполнен из тонкой бумаги.

Участникам заседания также был продемонстрирован анимационный ролик, который воссоздавал траекторию движения субмарины с момента погружения до момента потери связи. Эта «цифровая хроника» подчеркивала катастрофический характер инцидента, убедительно доказывая неизбежность трагедии.

Свидетельства о последних минутах жизни «Титана» были представлены в виде фрагментов переписки между экипажем субмарины и командой корабля Polar Prince, с которого началось путешествие в глубины. В 9:17 утром 18 июня 2023 года «Титан» отправился в свою последнюю экспедицию. В течение часа после погружения экипаж отправлял сообщения, уверяя, что все в порядке. Однако в некоторых сообщениях упоминалось о временной потере настроек системы и чата. Примерно через час после погружения «Титан» отправил сигнал о том, что с аппаратом все в порядке, и сбросил два груза балласта. После этого связь прервалась навсегда. К тому времени «Титан» успел достичь глубины 3346 метров.

thesun.co.uk
thesun.co.uk

Эти последние сообщения экипажа стали печальным эпилогом их путешествия в глубины океана. Они остались застывшими во времени, как и сами обломки субмарины, погруженные в бездну Атлантики.

Игнорирование тревожных знаков и цена амбиций

Тони Ниссен, ведущий инженер батискафа «Титан», был глубоко обеспокоен безопасностью судна. Он отказался управлять им и погружаться в нем, не доверяя команде OceanGate, нанятой для проекта. Во время тестового погружения на Гавайях в субмарину попала молния, что могло повредить аппарат. В 2019 году Ниссен остановил экспедицию к «Титанику», предупредив Стоктона Раша, основателя OceanGate, о том, что батискаф «работает не так, как нужно».

— Я в него не полезу, — решительно заявил инженер.

Несмотря на опасения Ниссена, Раш настаивал на скорейшем спуске батискафа на воду. Подобное упрямство он проявлял и по отношению к другому бывшему сотруднику, Дэвиду Локриджу. Локридж рассказывал, что Раш однажды назвал установку аварийно-спасательного оборудования на батискафе «пустой тратой денег». Он демонстрировал Рашу и членам совета директоров предметы аварийного жизнеобеспечения, включая средства защиты, воду и еду, которые позволили бы экипажу продержаться под водой в течение долгого времени.

— Стоктон прошел мимо меня со всеми этими «большими шишками» и заявил: Мы не станем использовать ничего из этого на «Титане», — делился Локридж впоследствии.

Специалисты, такие как Локридж, считали «Титан» экспериментальным судном, которое не прошло достаточное количество испытаний и представляло опасность для пассажиров. Беспокойство вызывало и то, что на борту окажутся простые туристы без навыков управления подводным аппаратом.

-3
— Я знаю, что, по замыслу основателя OceanGate Стоктона, если дать кому-то контроллер PlayStation, то через час он станет пилотом. Но это не так, — высказывался Дэвид Локридж на суде.

Компенсации за страдания

Трагическая гибель «Титана» продолжает будоражить общественность, вызывая множество вопросов и споров. О том, что чувствовала команда перед неминуемой гибелью, существуют различные версии. Один из сотрудников Polar Prince, находившегося на борту судна-носителя, утверждает, что пассажиры «Титана» не осознавали надвигающейся опасности. По его словам, все произошло очень быстро, и для страданий попросту не было времени.

Однако родственники погибших придерживаются противоположного мнения. Они считают, что участники экспедиции понимали, что обречены. После того, как давление на глубине повредило батискаф, экипаж был вынужден сбрасывать балласт, но, по мнению родственников, они уже осознавали безысходность ситуации.

Семья Поля-Анри Наржоле, французского путешественника, погибшего в катастрофе, подала иск против компании OceanGate, требуя 50 миллионов долларов компенсации. Они аргументируют свою просьбу пережитым кошмаром, который участники экспедиции должны были испытать, осознавая надвигающийся конец.

nypost.com
nypost.com

Напомним, что «Титан» вез туристов к обломкам легендарного «Титаника» в Атлантическом океане. 19 июня 2023 года он пропал с радаров. На борту находились пять человек: британский миллиардер Хэмиш Хардинг, один из самых богатых людей Пакистана Шахзада Давуд и его сын Сулейман, владелец OceanGate Стоктон Раш и опытный исследователь-подводник Поль-Анри Наржоле.

22 июня были обнаружены обломки батискафа. Предположительно, он был уничтожен мощным взрывом на глубине 3,8 километра. Береговая охрана США подтвердила гибель всех находившихся на борту. Эксперты считают, что смерть наступила мгновенно и безболезненно.