Читаем документы
Страшный разгром под Киевом в 1941 году или блистательная стратегическая операция Сталина? С хрущевских времён ответ однозначный – просчёты, ошибки, преступления руководства. Начинаешь копать подлинную историю и поражаешься!
Но постойте, все же знают – страшный киевский котёл, семьсот тысяч потерь, гениальная операция немцев. И Жуков Сталина так предупреждал, предупреждал. А вождь глазом на глобус косит, никакого Киева там нет.
На полном серьёзе почти так в мемуарах и написано. Я уж молчу про приписываемую Сталину фразу, мол, без Ленина обошлись, а без тебя, товарищ Жуков, и подавно обойдёмся.
Интересно, в какой реальности Сталин мог такое сказать о вожде первого в мире государства рабочих и крестьян? Мы-то капля в море, а товарищ Ленин – целый океан. Но бумага всё стерпит.
Давайте разбираться как было на самом деле. Есть очень неглупая версия, что именно Киевская оборонительная операция во многом спасла Москву зимой сорок первого. Сорвала тот самый блиц-криг. В учебниках такое не пишут года с 1956, а очень зря.
В подмогу возьмём работу Балаева, Тамеева и Галимова «Клевета на Красную Армию (историография 1941 года)». Фактуры там на три диссертации, да и вопросики читателям задаются с красной звёздочкой. Не захочешь – задумаешься.
Сначала о том, что «всем известно». А потом спросим мнение, ну кого бы… гражданина Хайнца. Не того, который кетчуп, а наоборот – танкового командира Гудериана. Который в той самой Киевской операции, вроде как, всех победил.
Открываем Википедию, в неё же первую каждый школьник заглянет:
«Киевский котёл - крупномасштабное сражение Великой Отечественной войны между СССР и Германией в июле - сентябре 1941 года, закончившееся окружением и разгромом Красной армии… Итог - Победа Германии, окружение и разгром военной группировки РККА».
Ну насчёт Победы Германии как-то энциклопедия торопится. Парад почему-то в Берлине прошёл и под красными знамёнами. Но, если всерьёз рассматривать версию из учебников, так победа Германии и есть.
Нам же сообщают, что сражались примерно равные силы. Только у наших потери 700 тысяч, а у немцев всего 128. Ещё и Юго-Западный фронт разгромлен в хлам, существовать перестал. Почему при таких раскладах немцы через месяц не оказались в Кремле?
Ну ведь правда, разгром Красных ужасающий. Почему немцы не побежали на плечах убегающих красноармейцев к нефти Кавказа и на Волгу? Чего до Урала в сорок первом не дошли? Почему не выполнили ни одного пункта плана Барбаросса? Загадка, правда?
Кстати, а чего не расстреляли «недалёких лошадников» Будённого с Тимошенко, которые всё провалили и сдали «цитадель» Киев? Наоборот, внеочередные звания, награды. Будённый уже 7 ноября главным парадом на Красной площади командует. Чего он не на Колыме-то? Не вяжется.
Обещали слово кетчупу дать, тьфу вот привязалось. Хайнцу Гудериану, он, как непосредственный участник, на броне ту самую операцию проехавший во главе второй танковой группы, сообщает как-то не очень весело:
«Бои за Киев, несомненно, означали собой крупный тактический успех. Однако вопрос о том, имел ли этот тактический успех также и крупное стратегическое значение, остается под сомнением.
Теперь всё зависело от того, удастся ли нам добиться решающих результатов до наступления зимы, пожалуй, даже до наступления периода осенней распутицы… Осталось ли для этого необходимое время?»
Гудериан пишет крайне дипломатично. В переводе на русский – тевтонский танкист в ярости. Все толковые командиры прекрасно видели, что вместо победного марша на Москву армия завязла в киевских боях.
Потеряла самое драгоценное - время. Разрушила стратегический замысел. В итоге – позорное поражение в битве за Москву и бесполезный стратегически Киев в руках. Ни заводов, ни хлеба, ничего.
Неужели врёт нам школьный учебник? Что же не было окружения? Не было тяжёлых потерь защитников Родины? Были, конечно, только выглядело это, похоже, совсем не так.
Сперва о соотношении сил. Никакого равенства там не было и в помине. Перевес немцев раза в три по живой силе и технике. Как товарищ Будённый, вообще, эту армаду сдерживал всё лето – поразительно.
Историки в книге приводят постановление ГКО от 19 июля 1941 года о формировании новых стрелковых дивизий. Армия расширяется нечеловеческими темпами. Понятно, все пополнения уходят как раз в новые дивизии, старым формированиям не достаётся почти ничего. Да и на подготовку простого пехотинца согласно Положению о запасных частях военного времени два-три месяца, следовательно первое пополнение могло быть только в начале сентября, к этому времени немцы уже сомкнули клещи.
Известен и состав войск, оставшихся на Юго-Западном направлении против немцев. Пётр Григорьевич с товарищами приводят справку оперативного отдела штаба главного командования направления на 22 августа 1941 года. На долю Юго-Западного фронта Кирпоноса выпадает сорок две дивизии, 4 из которых кавалерийские и одна танковая. Штат их гораздо меньше стрелковой.
И эти дивизии успели уже крепко повоевать. Точных данных мы, наверное, уже не узнаем. Но вполне логично ожидать от половины до двух третей от штатной численности дивизии.
Ладно, допустим, у Кирпоноса в окопах сидели только что сформированные по полным штатам дивизии. С полным комплектом даже поваров и штабных писарей. Это 13 тысяч на дивизию. Даже кавалерийские и танковые посчитаем также.
Дальше школьное упражнение – множим 42 дивизии на 13 тысяч и получаем весь фронт 546 тысяч бойцов. Открываем уважаемую почему-то историками книгу Кривошеева и читаем – потери в киевской операции 700 544 человека. Приехали.
Повторюсь, в реальности Кирпонос командовал сильно потрёпанными боями частями. От силы, если тысяч триста бойцов у него набиралось и то хорошо. Как можно было потерять из них семьсот тысяч? Не сочиняют ли историки с хрущёвских времён?
Балаев с коллективом так и пишут:
«Есть у меня подозрение, что по мотивам нашей военной историографии написан фэнтезийный роман и снят сериал «Игры престолов», где Король ночи оживляет боевых мертвецов. Прототип Короля ночи не иначе, как Сталин».
Со стороны немцев картинка другая. В книге приведена справка разведки штаба главного командования направления от 1 сентября 1941 года. По ней насчитывается 91 дивизия немцев. Ещё и штат у них в полтора раза больше нашей дивизии. Итого на каждого красноармейца Кирпоноса по 3-4 весёлых оккупанта.
Судя по всему, Ставка и генштаб ждали от немцев разумного военного планирования. Что фашисты ломанут на Москву. Но видимо, про бесноватость фюрера шутили не зря.
Гальдер ещё 4 августа в некоторой оторопи пишет:
«…точку зрения фюрера в отношении характера продолжения операций: он придаёт особое значение Ленинграду, а также захвату южных районов - уголь, железо, уничтожение воздушной базы противника в Крыму. Овладению Москвой фюрер не придаёт никакого значения».
Крымская авиация или Москва, мощный промышленный и транспортный центр. Столичная Москва или киевские площади. Интересно качаются весы истории. Но у фюрера Москва не имеет никакого значения! Что они там принимали в бункере?
Вместо этого немцы развернулись на Киев. Удерживать город при таких раскладах было просто невозможно. Потому Будённый вполне логично требует у генштаба подкреплений. Тут-то и закручивается интрига...
Продолжение в источнике.
Приобрести книгу: https://ruszamir.ru/?from=vkmain1