Найти тему

Почему тяжёлые самосвалы ездят с перегрузом?

Оглавление

Перегруз коммерческого транспорта – это проблема, которая касается практически всех участников грузоперевозок, и особенно остро она стоит в России. Большое количество грузовиков на дорогах страны перевозят грузы с превышением допустимых весовых норм. Это явление имеет множество причин, в том числе экономическую нецелесообразность соблюдения действующих нормативов.

Объём кузова четырёхосного самосвала достигает 35 кубометров. Некоторые перевозчики возят в них тяжёлые грузы, такие как песок и щебень
Объём кузова четырёхосного самосвала достигает 35 кубометров. Некоторые перевозчики возят в них тяжёлые грузы, такие как песок и щебень

Актуальное законодательство: нормы перевозок по осям

В России правила перевозки грузов регламентируются федеральными законами и нормативными актами, такими как ФЗ № 257-ФЗ «О автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». Основной документ, регулирующий грузоперевозки, — это Приказ Министерства транспорта РФ № 258, который определяет допустимые осевые нагрузки для грузовых автомобилей.

Одинарная ось.

  • Для односкатных — до 6 тонн.
  • Для двускатных — до 10 тонн.

Двухосные

  • До 16 тонн.

Трехосные

  • До 24 тонн.

Помимо осевых нагрузок, существуют общие ограничения на массу транспортных средств. В зависимости от категории грузовика (количество осей, тип транспортного средства), общая допустимая масса колеблется от 18 до 44 тонн. Также есть ограничения на нагрузку на мосты, которая не должна превышать 11,5 тонн на одну ось, если речь идет о транспортных средствах, передвигающихся по федеральным трассам.

Почему соблюдать нормы нерентабельно?

Главная причина перегрузки — экономическая. Владельцы грузовиков и перевозчики сталкиваются с серьезной дилеммой: с одной стороны, законодательные нормы требуют соблюдения весовых ограничений, с другой стороны — рынок требует эффективных и экономичных решений.

Кузова грузовиков вмещают больше. Современные грузовики имеют кузова, которые в состоянии вместить значительно больше груза, чем разрешено по нормативам. Например, типичный самосвал может перевозить до 40 тонн груза, тогда как законодательство позволяет не более 20 тонн на подобное транспортное средство. Учитывая это, перевозчики стараются максимально загрузить транспортное средство, чтобы уменьшить количество рейсов и, соответственно, снизить затраты.

Если соблюдать весовые нормы, количество перевозок увеличивается, что ведет к росту затрат на топливо, оплату труда водителей, техническое обслуживание и амортизацию транспортных средств. В результате, перевозка груза становится нерентабельной, особенно на длинных маршрутах или при низкой стоимости перевозимого груза. Перегруз, по сути, позволяет перевозчикам экономить на количестве рейсов и получать бОльшую прибыль.

Рынок грузоперевозок в России крайне конкурентный, и компании, которые следуют всем нормам, часто проигрывают тем, кто нарушает правила. Перевозчики вынуждены перегружать свои транспортные средства, чтобы оставаться конкурентоспособными по цене.

Физическая конструкция грузовиков также создает условия для перегруза. Многие грузовые автомобили, особенно те, которые импортируются в Россию, проектируются с расчетом на более высокие нагрузки, чем разрешено местным законодательством. К примеру, крупные европейские фуры, рассчитанные на 44 тонны полной массы в Европе, в России должны перевозить не более 38 тонн. Водители и владельцы бизнеса часто игнорируют эти ограничения в пользу максимальной загрузки транспортного средства.

Бывает, экипажи ГИБДД выставляют мобильные комплексы для взвешивания автомобилей в неожиданных местах
Бывает, экипажи ГИБДД выставляют мобильные комплексы для взвешивания автомобилей в неожиданных местах

Штрафы за перегруз

Согласно ст. 12.21.1 КоАП РФ, штраф за перегруз грузового автомобиля варьируется в зависимости от степени превышения допустимого веса. В 2024 году предусмотрены следующие санкции:

-3

Таблица штрафов для нарушителей

Получается, чем больше перегрузка, тем серьезнее штрафные санкции. Это касается не только водителей, но и сотрудников компании, ответственных за перевозку, а также владельцев транспортных средств. Кроме перегруза, законодательство предусматривает штрафы за предоставление недостоверных сведений о грузе в сопроводительных документах. Эти нарушения могут привести к следующим штрафам.

  • Водитель: 5 000 рублей.
  • Должностное лицо: 25 000-30 000 рублей.
  • Юридическое лицо: 350 000-400 000 рублей.

Также стоит учитывать штрафы за проезд под знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» и движение грузовика свыше 12 тонн без оплаты на дорогах общего пользования:

  • Первое нарушение: 5 000 рублей.
  • Повторное нарушение: 10 000 рублей.

Хорошая новость для нарушителей: если штраф будет оплачен в течение 20 дней с момента его назначения, действует скидка 50%. Это позволяет существенно снизить финансовую нагрузку, однако не стоит забывать, что лучше всего — соблюдать правила и избегать нарушений.

Как водители обходят весовые рамки?

Тут начинается самое интересное. Водители грузовиков — настоящие мастера конспирации. Объезжать весовые рамки для них — необходимость, а ещё целое искусство, достойное шпионских фильмов. Вот несколько популярных трюков, которыми они пользуются.

  • Водители часто знают все «левые» дороги и объезды, которые позволяют миновать весовые рамки. Это те самые грунтовки и проселочные пути, где вместо асфальта — только терпение и навыки вождения.
  • Еще один хитрый ход — использование ложной документации, где в накладных указаны совсем другие данные о весе груза. Ведь главное — убедить инспекторов, что перегруза нет.
Кто ищет обходной путь, тот всегда его найдёт
Кто ищет обходной путь, тот всегда его найдёт

Как проверяют водителей грузовиков на перегруз в России?

Чтобы контролировать вес грузовиков и соблюдать установленные нормы, в России используется несколько методов проверки. Рассмотрим их подробнее.

Одним из самых распространенных способов контроля является использование стационарных весовых комплексов. Эти устройства устанавливаются на крупных автомагистралях и вблизи пунктов въезда в города. Когда грузовик заезжает на такие весы, система фиксирует общий вес автомобиля и распределение нагрузки по осям.

  • Стационарные весовые комплексы работают в автоматическом режиме. Если вес автомобиля превышает допустимые нормы, информация об этом передается в ГИБДД или Ространснадзор. Водителю выписывается штраф, и в некоторых случаях может быть наложен запрет на дальнейшее движение до устранения перегруза.
  • Мобильные весы — это передвижные устройства, которые используются для внезапных проверок на дорогах. Такие комплексы часто применяются на маршрутах, где стационарные весы отсутствуют. Мобильные группы Ространснадзора могут неожиданно остановить транспортное средство для проверки его веса.
  • Мобильные весовые комплексы позволяют оперативно выявлять перегруз и наказывать нарушителей на месте. При этом водитель может быть оштрафован, а груз может быть перераспределен на другие машины или выгружен для снижения нагрузки.
  • Инспекторы ГИБДД и Ространснадзора также играют важную роль в проверке грузовиков на перегруз. Они могут останавливать транспортные средства для визуального осмотра и, при подозрении на перегруз, направлять их на ближайшие весы.
  • В случае выявления нарушения инспекторы составляют протокол, выписывают штрафы и могут временно задержать транспортное средство. Инспекторы также проверяют наличие всех необходимых документов, включая специальные разрешения на перевозку тяжеловесных грузов.
  • В последние годы в России начинают внедряться системы взвешивания в движении (WIM, Weigh-In-Motion). Эти системы устанавливаются на дорогах и автоматически измеряют вес автомобилей, не требуя их остановки. Датчики фиксируют вес, скорость, и распределение нагрузки по осям грузовика, а данные передаются в контролирующие органы. Если система выявляет перегруз, информация автоматически передается в ГИБДД, и на основании этих данных может быть выписан штраф. Внедрение WIM позволяет значительно повысить эффективность контроля и снизить количество нарушений на дорогах.

Следует отметить, что ответственность за соблюдение весовых норм несут не только водители, но и компании-перевозчики. Водитель должен убедиться в том, что транспортное средство загружено в соответствии с нормами перед выездом на маршрут. В противном случае, как водитель, так и компания могут понести серьезные штрафы.

Как прийти к общему знаменателю и создать безопасность для всех?

Конечно, можно вечно играть в кошки-мышки с законами, но на дороге это становится опасной затеей. И вопрос тут даже не в штрафах, а в безопасности всех участников движения. Перегруженные грузовики — это не только угроза для дорог, но и для людей. Что же делать? Необходимо пересмотреть нормы и стандарты, чтобы они соответствовали реальным возможностям современных грузовиков. К примеру, возможно, стоит повысить допустимые лимиты или разработать специальную категорию разрешений для перевозки больших грузов.

Вместо того чтобы заставлять водителей объезжать рамки, нужно развивать весовую инфраструктуру и контроль на более системном уровне. Это позволит избежать обходных путей и обеспечит более справедливое распределение нагрузки на дороги.

Программы поощрения для тех, кто соблюдает нормы — это то, что действительно может стимулировать бизнес играть по правилам. Например, скидки на топливо, налоговые льготы или другие меры поддержки.

Контактная информация

Sinoway Group владеет авторизованным сервисным центром в Екатеринбурге и складом оригинальных запасных частей. Компания обеспечивает гарантию от завода-изготовителя. Партнёрская cервисная сеть Sinoway Group объединяет более 50 СТО в крупных городах России.

-5

Сертификат официального дилера Shacman (Shaanxi)

Офисы продаж открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Тюмени, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Чите.

Наш Telegram: https://t.me/Shacman_Sinoway

Отдел продаж:

+7 (800) 302 66 01

https://shacman.su/

Сервис, гарантия, запасные части:

СТО «SINOWAY Truck Service»

Екатеринбург ЕКАД, 3-ий километр, строение 8

Ежедневно: 09:00 — 21:00

+7 (932) 702 06 02

service@sinoway.ru