Найти в Дзене

Карл Брюллов: гений русского классицизма

Итальянский полдень, 1827, Русский музей
Итальянский полдень, 1827, Русский музей
Итальянское утро, 1823
Итальянское утро, 1823

Всадница, (1832)
Всадница, (1832)


Карл Павлович Брюллов (1799-1852) – имя, которое навсегда вошло в историю русского искусства. Этот выдающийся художник, представитель знаменитой династии Брюлловых, стал одним из ярчайших представителей позднего русского классицизма первой половины XIX века. Его талант, проявившийся в монументальных исторических полотнах, портретах и жанровых сценах, заслужил ему признание не только в России, но и далеко за ее пределами.

Вирсавия, 1832, Третьяковская галерея
Вирсавия, 1832, Третьяковская галерея


Брюллов родился в семье потомственных художников. Его отец, Павел Иванович Брюллов, был академиком орнаментальной скульптуры и стал первым учителем Карла. В 1809 году юный Брюллов поступил в Императорскую Академию художеств, где обучался у таких мастеров, как Александр Иванов, Александр Егоров и Василий Шебуев. Его талант проявился уже в юные годы, и в 1821 году он окончил Академию с большой золотой медалью за картину "Явление Аврааму трёх Ангелов у дуба Мамврийского".

Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя, (1827)
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя, (1827)


С 1822 по 1834 год Брюллов жил и работал в Италии, где получил возможность познакомиться с богатым наследием европейского искусства. Именно в Италии он создал свою самую известную картину – "Последний день Помпеи" (1830-1833), которая принесла ему мировую славу. Полотно, изображающее трагический момент гибели древнеримского города, поражает масштабом, драматизмом и реалистичностью.

Спящая Юнона, (1840)
Спящая Юнона, (1840)


Но Брюллов был не только мастером исторической живописи. Он также создал ряд великолепных портретов, в том числе "Всадницу" (1832), которая принесла ему еще большую известность. В 1835 году Брюллов совершил путешествие по Греции и Турции, где создал множество графических работ, запечатлевших красоту и колорит этих стран.

Сон молодой девушки перед рассветом, (1830-1833)
Сон молодой девушки перед рассветом, (1830-1833)

Прерванное свидание, (1820)
Прерванное свидание, (1820)


В 1836 году Брюллов вернулся в Россию и начал преподавать в Академии художеств. Он был талантливым педагогом, вдохновлявшим своих учеников на творческие поиски. Среди его учеников были такие известные художники, как Иван Крамской, Алексей Саврасов и Василий Перов.

Одалиска, (1823-1835)
Одалиска, (1823-1835)


За свою жизнь Брюллов создал множество шедевров, которые и сегодня восхищают зрителей. Его картины – это не просто произведения искусства, это отражение эпохи, в которой он жил. Он умел передать не только красоту и величие, но и трагизм и драматизм человеческого существования.

Диана, Эндимион и Сатир, (1849)
Диана, Эндимион и Сатир, (1849)

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, (1842)
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, (1842)

Почётный вольный общник (с 1834) и профессор (1836–1849) Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, коллежский советник (1846). Член Академии Святого Луки в Риме, Академии Брера в Милане и Академии изящных искусств в Парме; профессор Академии изящных искусств во Флоренции.
Брюллов скончался в 1852 году в Италии. Его смерть стала большой потерей для русского искусства. Но его наследие живет и вдохновляет новые поколения художников. Он оставил после себя не только замечательные произведения, но и богатый опыт, который продолжает служить примером для всех, кто стремится к творческому совершенству.

Последний день Помпеи, (Русский музей Санкт-Петербург 1830-1833)
Последний день Помпеи, (Русский музей Санкт-Петербург 1830-1833)


Карл Брюллов – это символ русского классицизма, гений, который оставил неизгладимый след в истории искусства. Его работы – это не просто картины, это живые свидетельства его таланта, мастерства и глубокого понимания человеческой души.

Источники: энциклопедия живописи"Трилистник"