Заинтересовал этот портрет.
Стала выяснять, что за королева, и оказалось - не поверите - это Екатерина Вторая.
Не лично, разумеется.
Это знаменитая французская актриса в роли российской императрицы во время гастролей в России в середине 19 века.
Как понимаю, в Европе Екатерина мало кому была интересна, поэтому такие роли и такие пьесы демонстрировались исключительно во время гастролей по Российской империи.
В общем, портрет меня заинтриговал, мы с вами такого еще не видели, так что предлагаю познакомиться поближе с той, которая так замечательно представила Екатерину Вторую публике, что с нее даже портрет написали именно в этой роли.
Она прославилась под именем Рашель. Но ее настоящее имя было Элиза Феликс (1821-1858 гг.)
Указывается, что она была кумиром Сары Бернар, но лично у меня это вызывает много вопросов. Чем именно она привлекала Сару Бернар? Своим сценическим искусством? Или образом жизни? Или конфигурацией своего жизненного пути? У этих женщин контур биографий, скажем так, весьма схож по многим пунктам. Стала ли Сара Бернар тем, кем ее знали, вдохновленная и ободренная примером Рашель?
Родители Рашель были евреями. Они были странствующими торговцами, и очень бедными людьми. Талант девочки, которая с младых ногтей пела на улицах, стал ключом к процветанию семьи, в которой было 5 дочерей и один сын. Ее голос заметили, ей дали возможность учиться и выступать на серьезных сценах, дальше дело пошло. Отец стал вести ее дела, и заключать договоры на ее выступления, сестра тоже получила путевку с улицы в лучшие театры Европы и стала знаменитой комической актрисой
Покажу вам фото этой сестры. Рашель умерла раньше, чем фотография стала обычным делом:
Рашель, кстати, не была певицей. Она была театральной классической актрисой. Именно классический репертуар ее прославил, а не всякие эксперименты на сцене на потеху публике.
Вот слова Герцена о ней - они были современниками:
...Она нехороша собой, невысока ростом, худа, истомлена; но куда ей рост, на что ей красота, с этими чертами резкими, выразительными, проникнутыми страстью? Игра её удивительна; пока она на сцене, что бы ни делалось, вы не сможете оторваться от неё; это слабое, хрупкое существо подавляет вас; я не мог бы уважать человека, который не находился бы под её влиянием во время представления...
Рашель блистала не только на сцене. Она была хозяйкой модных салонов, а имена ее любовников и сейчас вызывают изумление.
Вот вам портреты некоторых из них.
1. Луи-Дезире Верон (1798-1867 гг.) Довольно противненькой внешности, толстенький, рябой, с кучей тараканов в голове - но умный и деловой. Во время их связи был директором Парижской оперы.
Кто готовится актрису осудить, вспомните, сколько советских актрис стали знаменитыми только благодаря близким отношениям с режиссерами. А ведь это были довольно строгие времена.
Далее ее любовниками были два племянника и один внебрачный сын Наполеона Бонапарта:
2. Наполеон III (1808-1873 гг.) президент, а потом император французов. Но с Рашель у них был короткий романчик во время его жизни в Англии. До всего самого интересного.
Спрашивается - зачем он был ей нужен? Красотой не блистал, положения не было... Но имя! И она ведь не ошиблась!
3. Принц Наполеон Жозеф Шарль Поль Бонапарт (1822-1891 гг.), двоюродный брат и близкий соратник предыдущего, у которого в жизни все было сложно и он тоже был и не красавец, и даже не богач:
4. Александр Флориан Жозеф, граф Колонна-Валевский (1810-1868 гг.) незаконный и, главное, непризнанный сын Наполеона от гордой (ну или не очень гордой) польской дворянки. Тоже крутился около Наполеона Третьего. Ну а внешне... Сами видите - его как будто отксерили от предыдущего персонажа.
Вот была же у женщины склонность к такому типажу... Здесь одной выгодой ведь не объяснить.
5. Анри Гасьен Бертран (1773-1844 гг.) генерал, бывший адъютант Наполеона, ну и типаж примерно тот же.
Вот интересно - что так влекло Рашель ко всему, что было связано с Наполеоном? Какая-то семейная история?
От последних двух любовников она родила по сыну.
Рашель изначально, естественно, исповедовала иудаизм. Потом перешла в католицизм. Видимо, чтобы ничего не мешало ее карьере. Но потом, под влиянием авторитетных лиц, не только сама вернулась к вере предков, но и провела все необходимые обряды над своими сыновьями.
Валевский своего сына признал. Что касается Бертрана - то замечательная википедия указывает датой рождения его сына от Рашель 1848 год. То есть через 4 года после смерти генерала. Рашель носила ребенка под сердцем рекордно долго. Естественно, это было не так. Что-то напутано. Но ребенок, видимо, в любом случае родился незадолго до смерти отца.
Это далеко не все кавалеры актрисы, но видно, что она была дамой с идеями.
Ее талантом весьма восхищался император Николай Первый, так что визита в богатую Российскую империю было не избежать. Рашель принимали очень хорошо. Грех было бросать золотую жилу, так что визит затянулся на несколько лет. Актриса буквально выкладывалась на сцене.
Перегрузки и суровый климат так подорвали ее здоровье, что вскоре после возвращения с этих гастролей она умерла. Обострился туберкулез.
Ей было всего 36 лет.
Все успела!
Но возвращаемся к ее портрету в роли Екатерины.
Это была роль в произведении под названием "Царица". произведение было написано очень популярным в те времена французским драматургом Огюстеном Эженом Скрибом (1791-1861 гг.)
Пару слов скажу о нем. Он родился в семье довольно богатого торговца, который рано умер, но оставил после себя кучу денег. Мальчика воспитала мать. Дала ему отличное образование и направила на верный путь, отправив учиться на юриса. Потом она умерла. Он все бросил (думается, он получил хорошее наследство, так что имел возможность рискнуть), и начал писать пьески и либретто к операм.
Ну как вам обрисовать его творчество... Вот есть серьезные живописцы, а есть те, которые рисуют котиков и живут сыто и гладко, потому что котиков покупают пачками. Так вот, у него были котики. Легкие водевили, комедии, которые он штамповал сотнями.
Я не нашла в этом огромном списке "Царицу". Нашла комедию "Потемкин, императорский каприз", и на этом все.
В общем - перед нами дама, которая играла, и видимо очень успешно, в некоей легкой пьеске на мотив российской истории. Наверняка что-то про хухры - мухры, которые любила заводить Екатерина Вторая. Которая, как мы помним, уже будучи императрицей, одного будущего любовника вообще нашла пьяным на лавочке в парке. И не прошла мимо)
Портрет был написан в 1855 году неким Эдмоном Жеффруа (1804 - 1895 год).
Это был французский актер, который, одновременно, любил рисовать. И часто писал портреты коллег, в том числе, в сценических одеждах. Как понимаю, они просто вместе гастролировали)
Вот еще образец его многогранного творчества. Тоже коллега. Коллега, которому не повезло))):
Вот такая цепочка потянулась из портрета непонятной королевы, который попался мне на глаза.
Надеюсь, вам тоже было интересно.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.