Для отработки вычислительных навыков по математике в первом классе дети должны хорошо выучить состав чисел до 10. Но не механически зазубрить, а понять, как этот состав получается.
Для объяснения состава числа можно использовать
- счётные палочки (например, дети выкладывают 7 палочек. Затем одну палочку берут в одну руку, а остальные в другую и считают, сколько палочек стало в другой руке. Делается вывод: 7 – это 1 и 6. Затем из шести палочек берут 1 палочку и перекладывают её в другую руку. Считают, сколько палочек в каждой руке. Делается вывод: 7 – это 2 и 5. И т. д.)
- аналогичная работа проводится с кружками (квадратиками, треугольниками) из кассы цифр: на парту выкладываются 8 квадратиков, например, красного цвета. Один квадратик переворачивают и получается 1 квадратик синий (жёлтый, зелёный и др.), а 7 квадратиков красных. Делается вывод, что 8 – это 1 и 7. Затем переворачивают ещё 1 красный квадратик и получают 2 квадратика синих и 6 красных (значит, 8 – это 2 и 6) и т.д.
Учитель может использовать демонстрационные круги, например, при изучении состава числа 6:
Дети наглядно видят, что 6 – это 1 и 5;
6 – это 2 и 4;
6 – это 3 и 3 и т.д.
(как сделать такие круги можно посмотреть ЗДЕСЬ).
Для закрепления состава чисел в классе вывешиваются «числовые домики»:
При знакомстве с задачей дети часто затрудняются выделять условие, вопрос, решение и ответ задачи.
После прочтения текста задачи дети на индивидуальных наборных полотнах показывают решение задачи и ответ.
А затем к доске вызываются 4 человека, которые рассказывают задачу по частям (первый ученик – условие, второй – вопрос, третий – рассказывает решение задачи и показывает его на наборном полотне, а четвёртый ученик называет ответ и показывает его).
Детям нравится такая работа с задачей.
Во время работы учеников с абаком, кассой цифр учитель видит, как ученики понимают учебный материал, кто из учеников хорошо его усвоил, а кому нужна помощь.
Уважаемые коллеги! А что вы используете на уроках? Чем можете поделиться, о чём рассказать?