Найти тему
Газета Четверг

Дойти до точки отправления

Почему некоторым омичам приходится подолгу добираться до остановок общественного транспорта

Все мы помним ставшую крылатой фразу Аристотеля «Движение – жизнь». Мудрое изречение, с которым сложно не согласиться. Не его ли, интересно, взяли за основу проектировщики омских остановок общественного транспорта? Ведь порою, чтобы добраться до нужной точки, приходится «жить в движении» куда дольше, чем этого бы хотелось. Людям с проблемами со здоровьем особенно не позавидуешь – мало того, что остановки далеко, так и подходы к ним зачастую в неважном состоянии: то огромные лужи, то сплошные ямы и ухабы. Чтобы разобраться в проблеме и узнать о перспективах её решения, корреспонденты «Ч» проехали и прошлись по Омску пешком.

Одиноко плакала старушка

Своё путешествие мы решили начать с ближайших к центру города районов. Вот, например, большой жилой массив между улицами Красный Путь и Орджоникидзе. Есть здесь и частные дома, и высокие многоэтажки.

Доехав до остановки «Сибзавод», что на Красном Пути, идём насквозь до остановки 1-я Северная, что на Орджоникидзе. В районе улицы Волховстроя встречаем старушку, которая стоит, облокотившись на свою трость, и с какой-то безысходностью смотрит вдаль.

– Что-то случилось? Вам помочь? – спрашиваем у бабушки.

– Давно случилось, когда ноги стали болеть, ничем вы мне не поможете, – вздыхает прохожая, позднее представившаяся Марией Сергеевной. – Иду на автобус, чтобы на дачу уехать, до остановки бы дойти как-то, а вечером уж внуки с огорода на машине заберут.

Оказалось, что Мария Сергеевна живёт в доме на улице Средней, 5/1, а уезжать ей приходится с остановки «Сибзавод», что от её дома более чем за километр. Ближе находится «1-я Северная», на улице Орджоникидзе, до неё примерно 700 метров, но оттуда не ходит нужный транспорт.

– Была помоложе, это расстояние не замечала, а теперь тяжело, – вздыхает омичка. – На дорогу до остановки уходит минут 40, а то и больше вот с такими передышками.

Как выяснилось, таких мест в городе немало. Следующим нашим пунктом назначения стала Иртышская набережная. Этот красивый район также не особо отличается доступностью остановок общественного транспорта.

– Мои окна выходят на Иртыш – это очень здорово, – отметила жительница дома 14 Екатерина. – Но до остановки идти ну очень далеко! Карта показывает около километра. Летом гулять – ещё куда ни шло. А в мороз, конечно, такой поход доставляет мало удовольствия.

Мы прошли по набережной в сторону вокзала, и снова жители сетуют, что до остановок идти далеко. По Серова, конечно, ходит трамвай, но его маршруты подходят не всем.

– Одно время же хотели сделать остановки общественного транспорта на Иртышской набережной, – рассуждает местный старожил Евгений Семёнович. – Но потом эта идея как-то заглохла.

– Да ну ты что, Семёныч, кому нужны эти выхлопные газы от автобусов прямо в окна? От них же чёрный дым столбом! – подоспел со своим комментарием сосед нашего собеседника Александр Фёдорович. – Да и вообще, не хочу я ездить на своей машине по набережной рядом с автобусами. А ещё и пассажиры этих автобусов будут курить да мусорить на остановках. Так себе удовольствие!

Стоит добавить, что, действительно, несколько лет назад на Иртышской набережной даже сделали заездные карманы для общественного транспорта и начали разрабатывать маршруты, но то ли из-за несогласия местных жителей, а скорее из-за технических сложностей, которые существовали на тот момент (был затруднён выезд перед Ленинградским мостом с этого участка), идею отложили. И теперь в карманах для остановок паркуются машины.

Дорога через кладбище

Наиболее остро отсутствие развитой инфраструктуры ощущают жители частного сектора. Всем нам когда-нибудь приходилось бывать в малоэтажных районах Омска, будь это Порт-Артур, Рабочие или Марьяновские. Кто-то съездил и забыл, а кому-то приходится преодолевать долгий путь к остановкам ежедневно. Что особенно тяжело в дождливые и зимние периоды.

– Живём на 13-й Марьяновской. До остановки идти очень далеко, особенно тяжело было с грудным ребёнком в коляске. Да и сейчас не легче, сын подрос, и иной раз приходится с полпути возвращаться, так как по колено в лужу залезет и промокнет, – рассказала местная жительница Алла Владимировна. – Я здесь живу очень давно. Ближайшая к нам остановка «2-я Тепловозная». Раньше ходили через кладбище. Вообще жутко было! Сейчас кладбище убрали, оставив лишь несколько крестов, и теперь тут сквер. Конечно, неплохо. Но всё равно – этот путь каждый раз испытание. Тротуары битые, лужи и грязь, зимой лёд. В общем, так и живём.

Жители улиц 1-й, 3-й, 5-й Островских также вынуждены ежедневно преодолевать огромные расстояния. В их районе ходит один 62-й автобус, интервал между маршрутами которого не менее часа. А на остановку Большая Островка первый транспорт попадает в 10.20. Людям приходится чуть ли не два километра идти на остановку, чтобы уехать. Более того, рядом нет ни школ, ни детских садов. Поэтому ребятишки также вынуждены проделывать длинные путешествия в любую погоду.

Омск растёт, появляется всё большее количество новых отдалённых от центральной части города жилых микрорайонов. Но инфраструктура не всегда поспевает за этими благими переменами. Так, жилищный комплекс «Пригородный» был построен в 2013 году. Величественная четырнадцатиэтажка на одноимённой улице находится в нескольких метрах от Иртыша, но радость от любования красотами реки стирается, если у жильца нет своей машины и ему каждое утро приходится идти до ближайшей остановки «Магазин «Садко» более километра.

Или прямо сейчас продолжается развитие ЖК «Кузьминки» на бульваре Кузьмина. Здесь уже сданы в эксплуатацию высотки более чем в 20 этажей. Однако остановки расположились от жилых домов на расстоянии более 800 метров.

Кроме того, в городе идёт строительство жилых комплексов. Например, по планам в скором времени должен появиться микрорайон за улицей Волгоградской под красивым названием ЖК «Зелёная река». Согласно проекту, здесь до конца 2025 года должна появиться и ещё одна дорога. Но где будут остановки и сколько до них нужно будет идти, пока неизвестно.

Луч света

Справедливости ради заметим, что проблемы с транспортом и расположением остановок в Омске наблюдаются отнюдь не везде. Есть и вполне доступные в этом плане районы. Например, горожане, дома которых стоят вдоль центральных магистралей, будь то проспект Маркса или Космический, редко могут пожаловаться на недоступный транспорт.

Кроме того, иногда в городе появляются новые остановочные пункты. Например, в прошлом году, как сообщили в пресс-службе администрации города, появилось 10 новых остановок на улицах Маршала Жукова, Булатова и Фрунзе. Это произошло в связи с внедрением новой маршрутной сети и выносом с центральных улиц ряда маршрутных такси. Но местных жителей изменения порадовали.

– Я живу на улице Съездовской и до появления остановок на Жукова тратила на дорогу до остановки на проспекте Маркса в среднем 20 минут, ведь только с неё я могла уехать на работу, – рассказала омичка Евгения Дмитриевна. – А с прошлого года до новой остановки «Казачий рынок» мы доходим гораздо быстрее.

Ольга БОРОВАЯ.

Компетентно

Эдуард Сафронов, доктор технических наук, почётный строитель России:

– Существуют нормативы по расположению остановок. Они составляют 500 метров от жилых домов. В Омске во многих районах эта норма не выдержана. Дело в том, что есть два главных показателя для развития города – это плотность населения и плотность транспортной сети. В нашем городе проживает четыре с половиной тысячи человек на один квадратный километр. К примеру, в Москве проживает 12 тысяч человек на квадратный километр. И в Омске гораздо сложнее обустроить городские пространства для удобства жителей. Более того, продолжают появляться новые отдалённые от центра города микрорайоны, что усложняет развитие инфраструктуры. Требуются дополнительные энергоресурсы, детские сады, больницы, транспортное сообщение и, конечно, остановки.

Необходимо менять сам подход к планировке города. Например, самым эффективным планом города считается форма круга, под которую подходит как раз Москва. Создать такую структуру города можно и у нас, внеся соответствующие корректировки в генплан. Нужно чётко обозначить центральную часть Омска, чтобы дальнейшая застройка велась по радиальному принципу. Затем нужно стимулировать людей переезжать с дальних окраин, чтобы уменьшить нагрузку на все городские системы. И конечно, весь город должен быть охвачен комфортным транспортным сообщением.