Найти в Дзене

Зачем Эйфелю понадобился секретный бункер на вершине 300 метровой башни

Его упрямство раздражало. Ему пророчили провалы и поражения. Но в конце концов - именно упрямство привело инженера-новатора к вершине. В буквальном смысле. Вам тоже при слове “Париж” на ум тут же приходит - “Эйфелева башня”?
Все верно - уже 135 лет это символ французской столицы. Только Гюстав Эйфель ни о чем таком, скорее всего, даже не думал. А свой замысел не просто воплотил в стальную конструкцию на площади, а сделал его настоящим научным инструментом. Сложно поверить, но на вершине башни, буквально под облаками, он оборудовал тайную квартиру, о существовании которой долгое время даже не догадывались. Но зачем?
Ведь Эйфелю хватало и возможностей, и средств, чтобы в любом месте иметь уединенные “норки”. СИМВОЛ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА Двенадцатую Всемирную промышленную выставку 1889 года было решено проводить в Париже. Французы ликовали.
Столицу в четвертый раз назвали местом форума достижений современной науки и техники. Это льстило самолюбию французов. Поднимало их на уровень зак

Его упрямство раздражало. Ему пророчили провалы и поражения. Но в конце концов - именно упрямство привело инженера-новатора к вершине. В буквальном смысле.

Вам тоже при слове “Париж” на ум тут же приходит - “Эйфелева башня”?
Все верно - уже 135 лет это символ французской столицы.

Только Гюстав Эйфель ни о чем таком, скорее всего, даже не думал. А свой замысел не просто воплотил в стальную конструкцию на площади, а сделал его настоящим научным инструментом.

Александр Гюстав Эйфель и его 300 метровая башня
Александр Гюстав Эйфель и его 300 метровая башня

Сложно поверить, но на вершине башни, буквально под облаками, он оборудовал тайную квартиру, о существовании которой долгое время даже не догадывались.

Но зачем?
Ведь Эйфелю хватало и возможностей, и средств, чтобы в любом месте иметь уединенные “норки”.

СИМВОЛ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Двенадцатую Всемирную промышленную выставку 1889 года было решено проводить в Париже. Французы ликовали.
Столицу в четвертый раз назвали местом форума достижений современной науки и техники. Это льстило самолюбию французов. Поднимало их на уровень законодателей технического прогресса.

И для этого были основания!
Не так давно, в 1869-м закончилось строительство Суэцкого канала. А это, между прочим, связь Атлантического и Индийского океанов длиной в 160 километров.
Францию опутывали железные дороги, строились мосты и виадуки. Выдвигались новые инженерные решения и инновационные методы.
Невиданный строительный бум охватил страну.

А потому не возникало ни малейшего сомнения - на Всемирной выставке именно Париж должен преподнести миру какое-то невообразимое сооружение. А на такое был способен только гениальный инженер.

Поняли, к чему клоню?
Александр Гюстав Эйфель стал таким инженером. Именно он открыл миру красоту стальных конструкций.

Чертежи генплана и фасадов, Эйфелева башня. Авторы: Густав Эйфель, Стефан Совестр.  Источник: kannelura.ru
Чертежи генплана и фасадов, Эйфелева башня. Авторы: Густав Эйфель, Стефан Совестр. Источник: kannelura.ru

Неординарный подход, безупречный вкус, чутье и непревзойденная интуиция. Современники даже полагали, что Эйфель продал душу дьяволу, чтобы обрести интуицию архитектора.

Но в действительности проекты Гюстава опирались только на точные инженерные расчеты.

ПОЧЕМУ ВЫБРАЛИ ПРОЕКТ ЭЙФЕЛЯ

Вы наверное в курсе - башня стала результатом победы в конкурсе, который парижские власти проводили в преддверии выставки.

Из 700 работ, поданных на конкурс, выбирали только одну. И это оказалась стальная решетчатой башня инженера Эйфеля. Сооружение высотой около 300 метров должно было стать триумфальным порталом выставки.

До конкурса Эйфель уже приобрел известность и авторитет. Начиная с 26 летнего возраста, он увлекся возможностями стальных конструкций. И стал новатором в этом вопросе.
В его арсенале уже были грандиозные проекты
[листайте галерею]:

Трудно найти в истории мировой техники инженера, жизненный путь которого состоял бы из одних триумфов. Эйфель как раз был таким инженером. С безупречной репутацией.
И вот, ему открылась возможность реализации нового уникального проекта.

Тогда самыми высокими сооружениями в мире были всего три постройки: пирамида Хеопса, Кёльнский собор и Ульмский собор. В своем конкурсном проекте Эйфель предложил построить сооружение в два раза выше.

Однако путь к вершине, как и всегда в великих делах, не был усыпан розами.
Нашлись ярые противники строительства, которые начали протестовать. Представитель культуры, среди которых были Эмиль Золя и Александр Дюма‑младший, называли башню “чудовищно смешной” и предрекали - “эта гигантская черная заводская труба” разрушит облик Парижа. Они были настолько возмущены, что выступили с открытым письмом в осуждение этой “груды железа”.

Такой вот накал страстей.

Выдающийся инженер, чьи идеи устремлены в будущее, против культурной элиты Парижа, которая отстаивала ценности прошлого.

Напоминает извечный спор между прогрессом и традицией, не правда ли?

КАК ИНЖЕНЕР ПРЕВРАТИЛСЯ В ХУДОЖНИКА

Эйфель был не только гениальным инженером, но и первооткрывателем новой эстетики.
Если помните, Конец XIX века стал эпохой индустриальных свершений. И не только инженерных, естественно.

Когда в 1856 году англичанин Генри Бессемер изобрел способ быстрого производства стали. Ее стали варить наподобие супа в большом конвертере.
Сталь стали производить в массовых количествах.

А инженеры получили в свое распоряжение прочный, пластичный, удобный в обработке материал, благодаря которому сооружались мосты с необычайно широкими пролетами, делались ажурные застекленные перекрытия, создавались “прозрачные” дворцы и высоченные башни.

Гюстав Эйфель. Фото: Фото: Eugene Pirou. Getty Images. Источник: admagazine.ru
Гюстав Эйфель. Фото: Фото: Eugene Pirou. Getty Images. Источник: admagazine.ru

Сталь стала символом новой эпохи. Началась эра конструктивизма, когда красота и прочность сливались в единое целое.

Но не надо все-таки забывать - 300 метровая башня Эйфеля предназначалась для промышленной выставки. Инженер собирался продемонстрировать принцип создания металлического “скелета” при строительстве высотных зданий и сооружений.
И надо признать - он получил настолько убедительный результат, что произвело переворот в строительной технике и архитектуре.

Эйфель вместе с архитектором Стефаном Совестром задумывали башню как “чисто техническое сооружение”, которое должны были демонтировать по окончании выставки.
Но Эйфель не планировал расставаться со своим творением так быстро. Он стал искать возможности использования башни в практических целях, например - в коммерческих.
И получил-таки разрешение на ее эксплуатацию на целых 20 лет.

Считается, что от демонтажа в 1909‑м строение, как это ни странно, спасли достижения научно‑технического прогресса: передатчик телеграфной связи 1898 года, военная радиотелеграфная станция 1909-го
Чтобы вместе с башней не демонтировать устройства, в январе 1910‑го власти Парижа продлили контракт с Эйфелем еще на 70 лет.

Кстати, антенны продолжали возводить и позже. Добавились радио- и телевизионные антенны. Благодаря этому общая высота конструкции сейчас насчитывает 334 метра.

СЕКРЕТНАЯ КОМНАТА В ОБЛАКАХ

Посетители Эйфелевой башни, стоя на смотровой площадке 3-го уровня, не могли и подумать, что прямо над их головами находился еще один этаж.

Формально башня принадлежала Эйфелю. Поэтому на самой верхней платформе он устроил для себя “секретный бункер” - небольшую квартирку в 100 квадратных метров. Рядом были размещены две научные лаборатории. В одной трудились астрономы, во второй - метеорологи.

Апартаменты Эйфеля на макушке башни. Источник изображения: tourweek.ru
Апартаменты Эйфеля на макушке башни. Источник изображения: tourweek.ru

Есть мнение, что квартира на высоте 285 метров, стала для Эйфеля своеобразным “побегом” от тягот двухлетнего периода строительства башни.
Не возьмусь ничего утверждать, но выглядит несколько сомнительно.
Увлеченный изобретатель, склонный к научным исследованиям. Успешный предприниматель - просто не мог себе позволить впасть в апатию и уныние.

Башня в Париже - его триумф, конечно, но и последнее инженерное детище.
С 1890 года он перестал строить и занялся научными исследованиями в области метеорологии и аэродинамики. И естественно, использовал для проведения экспериментов свою башню.

Этот человек как-бы воплотился в новой ипостаси.
Он сконструировал ряд новых приборов и устройств для проведения прочностных испытаний, написал несколько работ по авиационной технике.

О существовании тайной квартиры на высоте долгое время никто даже не предполагал.

Но вскоре по Парижу прошел слух о частной резиденции на вершине башни, которая уже успела стать престижным местом в глазах французов. Такой квартире завидовала вся парижская элита.
Говорят, Эйфелю досаждали предложениями о сдаче помещения в аренду. Предлагали баснословные суммы, но он неизменно отказывался. Вход в секретное место был открыт только для друзей, и для избранных представителей научного сообщества.

Конечно, изучение аэродинамики пределами “дома в облаках” не ограничивалось.
В 1908 Эйфель построил первую современную аэродинамическую лабораторию на Марсовом поле, а в 1912 открыл еще одну в Отее под Парижем.
Там Эйфель установил более совершенное оборудование и аэродинамическую трубу, которую сам спроектировал.

Эжен Дюкрете устанавливает радиосвязь с Пантеоном (слева). Источник: commons.wikimedia.org
Экспериментальное исследование сопротивления воздуха, проведенное на Эйфелевой башне. Падающий аппарат Эйфеля. Источник: fr.m.wikipedia.org
Эжен Дюкрете устанавливает радиосвязь с Пантеоном (слева). Источник: commons.wikimedia.org Экспериментальное исследование сопротивления воздуха, проведенное на Эйфелевой башне. Падающий аппарат Эйфеля. Источник: fr.m.wikipedia.org

Эйфель издал ряд книг по аэродинамике, в которых изложил результаты своих исследований, привел аэродинамические характеристики различных моделей самолетов, аэродинамических поверхностей и тел различной формы. Разработал теорию летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Он предложил методику расчета характеристик самолета и переноса результатов модельных испытаний в аэродинамической трубе на реальные конструкции.

Представляете, насколько дальновидным оказался этот человек?! Он оборудовал уютные апартаменты для общения с учеными на башне, которую должны были разобрать.
Но эта тайная квартира стала настоящей научной платформой, меняющей судьбы и направления в науке.

Удивляйтесь вместе с нами великим людям, изменившим мир. Если хотите высказаться - комментарии открыты

И не забудьте подписаться на канал - наши читатели узнаю́т больше, когда вникают в Суть явлений