Найти тему

Зачем герою наставник? Об архетипах простыми словами

Ипостаси наставника: мастер, учёный, старый маг. Фото из личного архива
Ипостаси наставника: мастер, учёный, старый маг. Фото из личного архива

Начинаешь читать о персонажах - постоянно будешь натыкаться на диковинное словечко "архетип" и две фамилии - Карл Густав Юнг и Карен Пирсон. Юнг ввёл и объяснил понятие архетипа, а Карен Пирсон разработала и описала на основе его работ типы героев мифов, легенд - и литературных произведений вообще.

Юнг впервые начал говорить о коллективном бессознательном. Если совсем примитивно описывать, откуда взялся вообще архетип, я бы рассказала так.

История человечества очень древняя, мозг много столетий учился реагировать на типовые ситуации определённым образом, чтобы спасти хозяина.

Давным давно сформировался набор этих типовых ситуаций. Они одинаковые для всех людей. Но сами люди разные.

Животные, например, при возникновении опасности реагируют одним из трёх способов: "замри-беги-напади". Но человек, преодолев эту первую животную реакцию, может выбрать и другой вариант. Отвлеки. Защити. Попытайся договориться. Подкупи.

Какой вариант он выберет, зависит от ярко выраженных черт его психики. И эти "типовые наборы черт и реакций" как раз и выделил Юнг, в виде архетипов.

Архетип влияет на то, как человек будет взаимодействовать с миром. Как он будет реагировать на вызовы. Как будет развиваться его личность.

Архетип имеет сильные и слабые стороны. Зная их, можно удачнее подобрать профессию, определить склонности, лучше узнать себя.

Получается, что люди имеют доступ к некой универсальной для всех базе данных, сформировавшейся давным-давно. Она влияет на всех нас, является тем кусочком нашей личности, что отличает нас от животных. Это коллективное бессознательное. Встречая в жизни ситуацию, напоминающую что-то из этой базы, человек её сразу опознаёт и реагирует типовым образом (не все одинаково, а в зависимости как раз от архетипа). Типы эти Юнг выделил и описал, отдельно женские, отдельно мужские.

Ну а Карен Пирсон доработала эту идею под нужды литературы.

Встречая литературного героя, читатель подсознательно сразу пытается определить "по базе", что это за тип, чего от него ждать. К какому архетипу он относится.

Поскольку "база" у всех одна, писатель, понимая этот процесс, может управлять им. Либо его герой ведёт себя в соответствии с архетипом - тогда читатель испытывает радость узнавания, предсказуемости, как будто встретил в путешествии знакомое лицо. Либо герой начинает творить что попало - читатель будет испытывать интерес, но и раздражение, а может, и гнев.

Архетип наставника всегда был для меня самым интересным. По Юнгу и Пирсон у него немного разное описание.

У Юнга это хранитель, опекун, а переводчики на русский даже указывают на разницу в менталитете и предлагают более "русский" термин - спасатель. Его стезя - всё отдать ради того, чтобы ученик успешно выполнил предназначение.

Сильные стороны персонажа - накопленная мудрость, умение вести за собой, щедрость.

Слабые стороны: он делит мир на чёрное и белое. Он доверчив, часто чересчур. Его готовность помочь превышает пределы разумного, и всё отдав, раздав, он остаётся ни с чем, бывает, что в критическую минуту.

У спасателя есть тень. Это черты архетипа, которые человек в себе не принимает. Коротко их можно определить так: "причинителя добра". Он может навязывать точку зрения, которую считает единственно верной. Обижается, когда помощь не принимают, даже если она вредна. Опекает до такой степени, что превращается в тюремщика. Требует благодарности за советы.

Важный момент отмечает Карен Пирсон: наставник часто замещает родительскую фигуру. Типичнейший литературный ход: персонаж пригревает и обучает сироту. Поэтому без наставника мало какой роман обойдётся. Наша неизбывная тоска по отцам, которых не было или которые не состоялись.

В женских романах ещё часто есть выверт, когда наставник - загадочный маг или преподаватель, но там это другой тип, по сути любовник, наставнические функции у него либо формальные, либо получается сюжет, сильно смахивающий на ин.цест. По крайней мере, автор тут должен понимать, что хоть он получить-то хочет, какие чувства читателя к своим героям.

Женский вариант роли наставника
Женский вариант роли наставника

У Юнга наставник - архетип мужской. В женском преломлении это Баба Яга, знахарка-магичка, ну или персонаж с типично мужскими чертами, а-ля госпожа Катисса Ольги Громыко, например.

Главное предназначение наставника - передать герою знания и навыки, чтобы он сам успешно справился с миссией. Сам, это важно. Поэтому зачастую в литературном сюжете наставник обречён.

Расскажите в комментариях, друзья, кто Ваш любимый наставник, из какой книги? Я же отправляюсь составлять самую сентябрьскую литературную подборку. Моих любимых историй, где главный герой - учитель.