Не секрет, что город Святого Петра (так переводится на русский название Санкт-Петербург) с самого своего основания страдал от наводнений. Всего их было зафиксировано более 300, причём были годы, когда они происходили неоднократно. Крупнейшим в его истории был потоп 1824 года (уровень воды в Неве превысил норму на 421 см), но через 100 лет после него случилось аналогичное бедствие почти таких же масштабов, ставшее наиболее значительным в ХХ веке. С окончательным вводом защитных сооружений в Финском заливе в 2011 году проблема подъёмов воды стала менее актуальной, хотя некоторые районы всё равно подтапливаются, т.к. Петербург постоянно растёт и уже вышел за те пределы, в которых система дамб его защищает.
Наводнение 23 сентября 1924 года началось не ночью, как это нередко бывало, а около полудня и достигло пика примерно к 19 часам вечера, после чего стало быстро спадать. Максимальное значение подъёма воды было зафиксировано на уровне 380 см. Официальное число погибших - 16 человек подвергалось сомнению уже в момент объявления, т.к. повреждения и разрушения были весьма велики, и, скорее всего, было значительно выше. В тот день пострадали от воды более 5000 строений, были снесены 19 мостов, повалены сотни деревьев, в том числе в центральных парках и садах, пострадала электросеть города, кроме того, было повреждено 120 трамвайных вагонов и более 2 млн. кв. метров мостовой. Общий ущерб оценивался примерно в 13 млн. червонцев, т.е. 130 млн. тогдашних советских рублей.
Особо следует остановиться на повреждениях мостовой. Она в тот момент была трёх типов. Пешеходные тротуары - панели, были выложены большими гранитными плитами, трамвайные пути обложены булыжником или бутовым камнем ими же панель отделялась от проезжей части, которая была деревянной. Да, именно так. Чтобы кареты с лошадьми и ранние автомобили не производили большого шума, эта часть мостовой была выложена шестигранными или квадратными деревянными торцами. Поверхность получалась довольно ровной по сравнению с выложенной булыжником и, кроме того, проезжавший по такой мостовой транспорт производил меньше шума. При поднятии воды во время наводнения все торцы просто всплыли и местами полностью закрывали поверхность воды. Однако плюсом торцевой мостовой было не только шумопоглощение и большая ровность по сравнению с булыжной, но и её ремонтопригодность. Восстановление торцовки происходило достаточно быстро. Тем не менее, в последующие годы она постепенно уступала своё место асфальту и окончательно исчезла в годы Блокады, когда её остатки на окраинах были разобраны жителями на дрова.
Больше информации об этом событии легко можно узнать из доступных в интернете открытых источников. Я же традиционно предлагаю вам посмотреть на то, как это выглядело в реальности, на оставленных нам фотографами того времени снимках. Приятного просмотра
При подготовке поста использовались материалы Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб) и других ресурсов
Продолжение
Эти и другие материалы из ЖЖ и пр. см. в телеграм-канале https://t.me/polikliet
© polikliet
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь ссылками, ставьте лайки