Найти тему
Хельгус Аврориус

Тайна богатства

Давным-давно в небольшой башкирской деревушке жила прекрасная девушка по имени Айсылу. Она была красивой и доброй, а её сердце принадлежало юноше Ильясу. С самого детства они были неразлучны, и дружба постепенно переросла в любовь.

Однажды Ильяс решил признаться в своих чувствах и попросил Айсылу стать его женой, но она не смогла дать согласие. Её отец обещал отдать дочь только тому, кто сможет сравниться с ним в богатстве. А какой достаток мог предложить простой крестьянин?

Услышав отказ, Ильяс в отчаянии покинул деревню, оставив после себя лишь печальные воспоминания. Айсылу долго горевала, не в силах забыть своего возлюбленного.

Три года она отказывала всем женихам, потому что в её сердце не было места никому, кроме Ильяса. Злился отец девушки, ругал за упрямство, но насильно замуж не выдавал.

И вот однажды, на прекрасном вороном коне в деревню въехал егет в расшитом золотыми нитями наряде. За спиной его свисал большой мешок с причудливым серебряным узором. За парнем ехал караван, гружённый сундуками с платьями, пряностями, золотом и драгоценными каменьями.

Весь люд, кто был в деревне, вышел посмотреть на этого богача. Вышли и Айсылу с отцом. Смотрят на парня и его караван, и у каждого своя мысль думается.
“Какой замечательный жених для дочки, хотя бы ему она не отказала бы”, – мечтает отец девушки.
“Ещё один свататься приехал, но никто сердцу моему не мил, кроме Ильяса”, – грустит Айсылу.
– Ну что, теперь-то я достоин тебя? – вопрошает парень, глядя на девушку.

Пригляделась она, ахнула и бросилась навстречу. А отец её дар речи потерял – никак не ожидал Ильяса увидеть. А потом, глядя на радость дочери, сразу дал благословение на свадьбу.

Поженились молодые, потом и дом просторный построили, да зажили в нём, души друг в друге нечая. При строительстве же, Ильяс повелел особую комнату сделать: маленькую, без окон и с прочной дверью. Удивлялись все зачем она нужна: ни жить там нельзя, ни скотину держать, ни припасы хранить.

А положил Ильяс в ту комнату тот самый мешок, который на себе вёз, когда в деревню приехал. Айсылу же заметила, что он с этим мешком почти не расставался. Даже на свадьбе – нет-нет, да поглядит на него.

И вот спросила она у мужа, что же такого ценного там лежит. Не ответил он, но строго-настрого запретил даже прикасаться к нему, не то постигнет всю деревню кара страшная. Ключ же себе на шею повесил и никогда не снимал.

Прошёл год, за ним другой. Ильяс порой заходил в ту комнату и запирался там ненадолго. Айсылу пыталась подслушать, но ничего не слышала. А любопытство продолжало мучить её сердце.

Как-то раз одолела Ильяса простуда. И уснул он так крепко, что жена к завтраку разбудить никак не могла. Тогда решилась она снять с шеи мужа ключ и посмотреть, что же такое в мешке хранится.

Вот вошла Айсылу в комнату, развязала мешок и тут как вырвется оттуда ветер, как загрохочет гром! От неожиданности девушка на пол упала. А перед ней возник дэв с девятью головами, восемнадцатью руками, тридцатью шестью ногами.

– Ты не Ильяс, – взревело чудовище. – А, значит, я свободен!

Дэв снёс крышу и полетел по деревне, разметая деревянные домишки, словно игрушки. Люди в ужасе разбегались в разные стороны, а те несчастные, кто попадался под руку страшилищу – погибали мучительной смертью.

К дрожащей Айсылу подошёл серый, как мертвец, Ильяс и начал трясти жену:
– Что ты наделала?! Три года назад я поймал дэва и заключил с ним сделку. С его помощью я стал богатым и смог жениться на тебе, а теперь нашу деревню разрушили!

Услыхал дэв голос пленителя, бросился на то место, где муж и жена стояли, да и раздавил обоих.