Искусство керамики на севере Европы до открытия европейского фарфора в начале XVIII века приобрело славу благодаря знаменитым изделиям делфтского фаянса. Фаянсовыми называют изделия, имеющие плотный мелкопористый черепок из белой или сероватой глины, покрытые опаковой (непрозрачной, обычно оловянной) глазурью. Мастера делфтского фаянса имитировали китайский фарфор периода династии Мин, расписывая оксидом кобальта, который при обжиге становился ярко-синего цвета, и покрывая свои изделия прозрачной свинцовой глазурью. Эти изделия стали известны как «делфтские синие» из-за особого оттенка цвета. Позже использовалась полихромная надглазурная роспись.
В долине рек Маас и Рейн в XVI веке уже существовало производство глино-каменных масс. Венеция в Италии с 1470 года делала имитации белого фарфора из молочного стекла, а во Флоренции около 1575 года началось производство мягкого «фарфора Медичи». На мануфактурах Невера в Бургундии во Франции впервые были изготовлены изделия белого фаянса с росписью синим подглазурным кобальтом «в китайском стиле», и этот процесс продолжался с 1650 по 1680 год. На мануфактурах в Нормандии было запущено производство мягкого «фриттового» фарфора.
В XVII веке, в эпоху «Золотого века» Голландии, город Делфт стал известным центром производства голландской расписной керамики. Связанный с Северным морем через речные протоки, этот город был одним из мест, где процветала морская торговля. В Делфте находилась одна из шести штаб-квартир Голландской Ост-Индской компании, которая привозила в страну редкие образцы восточных товаров, включая бело-голубые и многоцветные изделия китайского фарфора, ценившиеся на вес золота. Несмотря на это, тайна производства настоящего твёрдого белого фарфора оставалась нераскрытой. Амстердам и Харлем также были другими центрами производства керамики в Голландии.
Когда китайские изделия покорили сердца европейцев своими изяществом, лёгкостью, тонкостью и белизной росписи, они стали объектом восхищения и коллекционирования для европейских монархов. В 1640 году ввоз восточного фарфора почти прекратился, что подтолкнуло делфтских мастеров к принятию смелого решения — начать копировать китайские изделия из более грубого материала. В Делфте давно существовало керамическое производство, но из-за нехватки белой глины местные гончары вынуждены были ввозить её.
В период с 1640 по 1660 год в городе начало появляться много небольших гончарных мастерских, специализирующихся на имитации керамических изделий из Китая, что стало довольно прибыльным делом. К концу XVII века только в Делфте было уже тридцать три таких мастерских, каждая из которых имела свой уникальный знак, утвержденный местным советом. После 1650 года на изделиях стали ставить не только городской символ, но и личную марку гончара. Считается, что голландские мастера узнали технику двойного глазурования у итальянских мастеров, известных своей майоликой. Подъем производства керамики произошел в результате ухудшения качества воды из реки, которая использовалась на пивоварнях, что привело к закрытию этих предприятий и возникновению на их месте гончарных мастерских.
Художники из Делфта старательно изображали под зонтиками китайцев и китаянок на фоне непонятной им архитектуры, дополняя росписи барочным орнаментом, элементами голландского пейзажа, цветами и птицами. Эта странная смесь была названа «голландско-китайским» стилем. Разрабатывали вазы, подсвечники, различную посуду, облицовочные плитки. Постепенно появились новые формы ваз с ребристой поверхностью, прямоугольные фляги, вазы для тюльпанов с множеством венков или в форме китайских пагод.
Во многих странах, включая Россию, экспортировали делфтские плитки с орнаментом и пейзажами, предназначенные для создания больших панно. Сохранилось четыре комнаты во дворце Меншикова в Санкт-Петербурге, где стены и потолки украшены голландскими бело-синими расписными плитками. К 1727 году количество таких комнат достигло тринадцати. Часть плиток доставили из Делфта, а остальные изготавливали и расписывали на кирпичном заводе в Стрельне и в мастерских Меншикова на Васильевском острове.
Русские мастера, в отличие от экономных голландцев, предпочитали покрывать потолок и стены сплошь плитками. При такой «ковровой» кладке возникал дополнительный узор из розеток и других угловых элементов на пересечении швов. Сверкающие белоснежные стены считались способными увеличить световую яркость интерьеров и потолков в серые петербургские будни. Мастера-керамисты, выпускники отделения художественной керамики ЛВХПУ им. В. Мухиной, воссоздали многие утраченные плитки во время реставрационных работ 1990-х годов.
В конце XVII века мастера делфтского искусства стали понимать, что им нужно изменить свои методы, чтобы остаться конкурентоспособными. В 1708 году в Мейсене был изобретен новый вид фарфора, который полностью изменил игру на рынке фаянсовых изделий. Голландские мастера не могли справиться с новыми вызовами, и многие из них были вынуждены закрыть свои мастерские. Однако два предпринимателя в 1876 году решили возродить производство фарфора в Делфте, и так появилась Королевская мануфактура делфтского фарфора. Сейчас лучшая коллекция делфтских фаянсов представлена в Рейксмюсеуме в Амстердаме, а производство фарфора в Делфте продолжается и по сей день.
В 1724 году А. Гребенщиков основал фаянсовый завод в России, где использовалась бело-синяя гамма росписи, скопированная голландцами с китайского фарфора. Позже этот стиль был воплощен в изделиях Гжели.
В шоу-руме My Decor Room можно увидеть винтажные настольные лампы Royal Sphinx Holland by Boch в стиле Делфт, первой половины XX века из Голландии. Изысканная настольная лампа выполнена из глазурованной керамики на деревянном основании и украшена павлинами и синим цветочным декором в традиционной для Делфтского фарфора сине-белой цветовой гамме.
Клеймо Made for Royal Sphinx Holland by Boch указывает на то, что изделие было изготовлено керамической фабрикой Boch от имени Royal Sphinx. Эта марка использовалась с 1840 по 1960 год. Упоминание Delft blue в названии бренда указывает на тип декора, вдохновленный традиционной делфтской фаянсовой посудой. В бело-синей росписи прослеживаются и китайские мотивы с цветами и птицами, что говорит о западной стилизации стиля Шинуазри.