Традиционно ароматы разделены на мужские и женские, но что это — необходимость или маркетинговый ход, помогающий ориентироваться в парфюмерном мире? Попробуем разобраться, как гендер используется для определения характера духов, и как это влияет на их восприятие.
Маркетинговый ход или реальность?
Разделение парфюмерии на мужскую и женскую часто продиктовано маркетинговыми стратегиями. Производители стремятся создать уникальный образ для каждого аромата, чтобы привлечь определенную целевую аудиторию, используя устоявшиеся представления о мужественности и женственности, укрепляя эмоциональную связь между потребителем и продуктом. Рекламные ролики, упаковка и даже названия ароматов играют важную роль в формировании восприятия парфюмов.
Однако, это не означает, что мужчины не носят цветочные ароматы, а женщины — древесные. В конечном счете, выбор аромата — это личное дело каждого человека, основанное на его предпочтениях и ощущениях.
Предлагаем проследить историю развития гендерного разделения духов:
Эпоха до разделения ароматов по гендеру
До середины XX века никому в голову не приходило, что запах может быть мужским или женским. Сама практика производства и использования парфюма подразумевала только вопрос «Можешь ты себе это позволить или нет?».
Определяющая тенденции в парфюмерии французская школа духов сформировалась из кожевенников. В те времена технология изготовления изделий из кожи была связана с жуткой вонью. И сами изделия имели резкий, неприятный запах. Да чего уж там, всё вокруг пахло далеко не сиренью. Чтобы отбить, скрыть неприятный запах требовались стойкие пахучие вещества. Маскировка неприятного запаха и стала основой практики применения духов. Не важно при этом мужчина или женщина хотят скрыть неприятный душок. Вспомним ещё надушенные парики – тоже внегендерный тренд, или средства от насекомых – необходимость при тогдашнем уровне гигиены, и можно представить, что понятия «женственный, чувственный шлейф» и «запах уверенного в себе мужчины» просто не могли сформироваться раньше эры распространения гигиены и пересмотра отношения к практике использования парфюмерии.
Эпоха разделения духов на гендеры
Современная парфюмерия начала формироваться в конце XIX — начале XX века. В этот период появились первые синтетические ароматические вещества, что дало возможность создавать более разнообразные и сложные ароматы. В XX веке парфюмерия стала доступной для широкой аудитории, перестала быть прерогативой элиты общества, позволить себе духи теперь могли многие – мужчины и женщины. Но как увеличить продажи и привлечь новых клиентов? Правильно – маркетинг. Для женщин теперь нужна история про раскрытие естественной женственности, уникальности через аромат, а для мужчины подходит стратегия получения нового уровня мужественности при использовании парфюма. Ароматы начали разделяться на мужские и женские. Это не сложно, достаточно написать «мусьё» на флаконе, и сделать специальный брутальный дизайн
Когда надписи были нанесены, цвета флаконов распределены, настало время принюхаться и понять, а можно ли какой-то запах считать мужским или женским. Сами по себе запахи не имеют гендерной направленности, но так уж вышло, что мужчинам больше рекомендовали что-то свежее, цитрусовое, а женщинам цветочное. В итоге, конечно, всё перемешалось, потому что женщинам нравились не только цветы, но и кожа, амбра, тяжёлые смолистые ароматы и восточные специи, индольный жасмин и бьющие в нос альдегиды, сладкие фрукты и бальзамические медицинские запахи, томные шипры и алкогольные композиции… А что же осталось на «мужской стороне»? Только фужеры с лавандой, цитрусовые одеколончики и акватика. Но разве женщины не любят лаванду и цитрусы? Многие любят. Получается, что все на свете духи – женские, кроме откровенно мужицких ароматов раздевалки стадиона Олимпиец и утренней электрички.
Подведём предварительный итог маркетинговой битвы за покупателя: женщины любят очень разные запахи, и женщинам не возбраняется пользоваться любыми ароматами. Мужчины проиграли битву за парфюмерию и вынуждены довольствоваться только теми парфюмами, на которых написано «мен», «ом», «фор хим», зато многие женщины избегают этих парфюмов, когда видят подобную надпись, даже если им нравится сам запах.
Эпоха стирания границ и возвращения ароматов унисекс
Вполне логичной теперь выглядит тенденция исчезновения гендерных границ в парфюмерии последних десятилетий. Запахи не имевшие никогда гендерной направленности, снова становятся просто запахами, а не волшебным эликсиром, дающим мужскую/женскую энергию. В самом деле, разве есть пол у салата? А можно ли сказать, что архитектура одного типа больше подходит дамам, а другого мужчинам? А музыка, она какая – мужская, женская? С одеждой вот не всё так однозначно. Юбки мужчинам нельзя (и это хорошо). Но запах сена, виски, новой машины, букета полевых цветов, свежего постельного белья, цветущего сада, пироженого, горячего хлеба, спелой груши, утреннего тумана, сочного апельсина, шампанского – разве они могут быть только женскими или мужскими?
В 1990-х годах появляются нишевые бренды, которые не указывают пол на флаконах. Одновременно появляются звучания духов, не характерные для одного из гендерных направлений. Производители начали экспериментировать с более нейтральными или натуралистичными композициями. Из этих экспериментов родилось целое явление – «нишевое звучание аромата». Нишевое в значении «внегендерное», подходящее любому полу, направленное не на внешний мир, а на внутреннее, личное восприятие запаха. Благодаря своей универсальности, разнообразию и способности отражать индивидуальность, не ограничиваясь рамками традиционных представлений о гендере, сегодня унисекс-ароматы завоевали лидирующие позиции в любых рейтингах самых желанных, популярных, модных ароматов.
И всё-таки гендерные духи нужны
Хорошо, что пока не все ароматы лишились видимой гендерной направленности. Мы давно привыкли к тому, что в подарок лучше взять что-то конвенциональное, подходящее: женщине роскошный классический букет, мужчине достойный мужской парфюм. Никто не запрещает нам делить ароматы по полу просто для удобства внутренней картотеки запахов. И не важно, что для меня эти духи абсолютно феминные, коллеге они кажутся бесспорным унисексом, а на этикетке однозначно написано «for man only». У запаха не бывает пола, но есть наше восприятие и понимание к какой категории отнести тот или иной аромат.
Мы живём в удивительное время расцвета парфюмерного искусства, когда есть возможность не обращать внимания на заложенный маркетологами посыл, но пробовать и пользоваться разными ароматами. Современная химическая составляющая парфюмерии позволяет воссоздавать очень разнообразные запахи и сочетать их в сложные аккорды или в простые, натуралистичные композиции. Не бойтесь экспериментировать и пробовать новое! Парфюмерия – это искусство, которое каждый воспринимает по-своему. Аромат рождает ассоциации, дарит эмоции, позволяет подчёркивать свой образ или настраиваться на определённое настроение. Но эти ассоциации, эмоции и образы – только ваши, о них невозможно написать заранее на этикетке флакона.
Больше об ароматах вы можете узнать в нашем телеграм и вконтакте
Будем рады видеть вас среди наших подписчиков! AROMA AVENUE