По мере взросления у детей развиваются различные навыки – языковые, речевые, мыслительные, эмоциональные и социальные. Важно отметить, что каждый из этих навыков развивается постепенно и в определенном порядке в течение конкретного периода времени. Каждый шаг в этом процессе называется вехой развития. Хотя эти вехи происходят в определенном порядке, они не происходят одновременно у всех детей. Если ребенок не достигает определенной вехи, то это может сигнализировать о задержке в его развитии.
ЗПР или задержка психического развития – запаздывание развития ребенка в какой-то одной или нескольких областях организма (физический, умственной, эмоциональной).
ЗПР – именно задержка в развитии, а не нарушение развития, к которым относятся аутизм, РАС, нарушение зрения и слуха, ДЦП.
Симптомы задержки психического развития и типы
Выделяют несколько типов задержки развития у детей раннего возраста:
- Задержка речи
Проблема задержки речевого развития является достаточно распространенной среди детей первых лет жизни. Причинами могут послужить различные факторы:
– Инфекционные заболевания перенесенные в утробе матери, во время родов или в первый год жизни.
– Гипоксия в утробе или при рождении.
– Незрелость/нарушение речевого аппарата.
– Трудности с восприятием речи.
– Проблемы со слухом.
Первые тревожные звоночки можно заметить уже в первые два года жизни ребенка:
Ребенок к 3–4 месяцам…
– Не реагирует на громкие звуки
– Не лепечет
– Начинает лепетать, но не пытается имитировать звуки (к 4 месяцам)
К 7 месяцам…
– Не реагирует на звуки
– Отсутствует звукоподражание
К 1 году жизни ребенок…
– Использует только отдельные слова (например, «мама»)
– Понимает только такие простые команды, как «дай» или «принеси».
Ребенок к 2 годам…
– Не может произнести хотя бы 15 слов
– Не может имитировать речь
– Не использует речь для выражения чего-то большего, чем базовые потребности
– Не использует никаких других жестов, кроме как махание рукой или указание пальцем, (например, покачивает головой «да» или «нет»)
– Не может указать на две или более части тела, когда его об этом просят
- Задержка двигательных навыков
Задержка двигательных навыков проявляется в виде проблем с крупной и мелкой моторикой. Например, захват предметов пальцами, трудности при ходьбе или ползанье. Причинами задержки двигательных навыков являются:
– Заболевания мышц
– Нарушение координации мышц
– Церебральный паралич
– Нарушение зрения
Стоит обратить внимание на следующие симптомы задержки двигательных навыков, ведь их можно заметить уже в первые месяцы жизни ребенка:
Малыш к 3–4 месяцам…
– Не хватает и не держит предметы
– Плохо держит голову
– Не подносит предметы ко рту
– Не использует руки, чтобы размахивать игрушками
– Не опирается на предплечья или локти, когда лежит на животе
– Не отталкивается ногами, лежа на животе
К 7 месяцам ребенок…
– Имеет напряжение или вялость мышц
– Закидывает голову назад
– Тянется только одной рукой к предметам или не тянется вообще
– Не поворачивается на бок
– Не использует прямые руки, лежа на животе
К 1 году…
– Не может самостоятельно принять сидячее положение и сидеть без посторонней помощи
– Не ползает
– Перетаскивает одну сторону тела во время ползания
– Не ходит, держась за мебель
К 2 годам…
– Не может ходить
– Не использует технику ходьбы с пятки на носок или ходит только на носочках.
– Не может толкнуть игрушку на колесиках
– Без посторонней помощи не может подняться на несколько ступенек
– Не может пользоваться ложкой
- Задержка эмоционально и социальной сфер
Данный тип задержки связан с взаимодействием ребенка с другими людьми или же сверстниками. Причинами могут послужить:
– Нарушение коммуникации
– Психологические травмы
– Расстройство аутистического спектра
Родителям стоит обратить внимание, если:
К 3–4 месяцам ребенок…
– Не улыбается в ответ
– Не смотрит, не издает звуки или не делает движения, чтобы привлечь к себе внимание
– Не изучает новые лица, обстановку
К 7 месяцам малыш…
– Отказывается обниматься
– Не проявляет привязанности к родителям
– Не проявляет удовольствия от общения с людьми
– Не может долго успокоиться ночью
– Не улыбается без повода
– Не смеется и не визжит
– Не проявляет интереса к играм
– Не любит смотреть на себя в зеркало
К 1 году…
– Нет постоянного обмена звуками, улыбками или выражениями лица
– Нет таких жестов, махание рукой, протягивание руки или указание
- Задержка мышления (когнитивная задержка)
Проблемы с мышлением могут быть вызваны одной или несколькими из следующих причин:
– Генетические дефекты
– Серьезные медицинские проблемы до рождения или во время
– Воздействие чего-то вредного в окружающей среде, например токсина.
– Расстройство аутистического спектра
К 1 году жизни ребенок не…
– Ищет объекты глазами
– Используйте жесты, например «дай»
– Указывайте на предметы или картинки
– Выполняет просьбы и команды
К 2 годам жизни не…
Знает функции обычных предметов, таких как зубная щетка, расческа или ложка
– Следует простым инструкциям
– Подражает действиям или словам взрослых или сверстников
– Держит предмет в одной руке
– Играет более чем с одной игрушкой одновременно
– Использует кнопки, ручки и другие детали игрушек
Когда стоит обратиться к специалисту?
Задержка в развитии возникает, когда ребенок не достигает основных этапов развития по сравнению со сверстниками из той же возрастной группы. Нередко у детей наблюдается задержка двух и более областей. Когда это выявляется, специалисты называют это «глобальной задержкой развития». Она может проявлять уже и в младенческом возрасте. Именно поэтому при первых подозрениях на задержку развития у ребенка родителям стоит немедленно обратиться за помощью к специалистам, ведь симптомы задержки можно заметить уже в первые месяцы жизни новорожденного.
Диагноз ЗПР излечим?
Раннее выявление задержки развития и соответствующее лечение могут положительно изменить траекторию развития ребенка.
Необходимо понимать, что задержка развития отличается от нарушения развития, поэтому большинство задержек развития у детей несерьезны, и со временем малыши наверстывают упущенное. Даже дети, у которых действительно наблюдаются серьезные задержки, могут добиться значительных улучшений при лечении, если начать работать с задержкой развития как можно раньше.