Найти тему

Ранние признаки задержки развития: на что обратить внимание до 3 лет

Оглавление

По мере взросления у детей развиваются различные навыки – языковые, речевые, мыслительные, эмоциональные и социальные. Важно отметить, что каждый из этих навыков развивается постепенно и в определенном порядке в течение конкретного периода времени. Каждый шаг в этом процессе называется вехой развития. Хотя эти вехи происходят в определенном порядке, они не происходят одновременно у всех детей. Если ребенок не достигает определенной вехи, то это может сигнализировать о задержке в его развитии.

ЗПР или задержка психического развития – запаздывание развития ребенка в какой-то одной или нескольких областях организма (физический, умственной, эмоциональной).

ЗПР – именно задержка в развитии, а не нарушение развития, к которым относятся аутизм, РАС, нарушение зрения и слуха, ДЦП.

Симптомы задержки психического развития и типы

Выделяют несколько типов задержки развития у детей раннего возраста:

  1. Задержка речи

Проблема задержки речевого развития является достаточно распространенной среди детей первых лет жизни. Причинами могут послужить различные факторы:

– Инфекционные заболевания перенесенные в утробе матери, во время родов или в первый год жизни.

– Гипоксия в утробе или при рождении.

– Незрелость/нарушение речевого аппарата.

– Трудности с восприятием речи.

– Проблемы со слухом.

Первые тревожные звоночки можно заметить уже в первые два года жизни ребенка:

Ребенок к 3–4 месяцам…

– Не реагирует на громкие звуки

– Не лепечет

– Начинает лепетать, но не пытается имитировать звуки (к 4 месяцам)

К 7 месяцам…

– Не реагирует на звуки

– Отсутствует звукоподражание

К 1 году жизни ребенок…

– Использует только отдельные слова (например, «мама»)

– Понимает только такие простые команды, как «дай» или «принеси».

Ребенок к 2 годам…

– Не может произнести хотя бы 15 слов

– Не может имитировать речь

– Не использует речь для выражения чего-то большего, чем базовые потребности

– Не использует никаких других жестов, кроме как махание рукой или указание пальцем, (например, покачивает головой «да» или «нет»)

– Не может указать на две или более части тела, когда его об этом просят

  1. Задержка двигательных навыков

Задержка двигательных навыков проявляется в виде проблем с крупной и мелкой моторикой. Например, захват предметов пальцами, трудности при ходьбе или ползанье. Причинами задержки двигательных навыков являются:

– Заболевания мышц

– Нарушение координации мышц

– Церебральный паралич

– Нарушение зрения

Стоит обратить внимание на следующие симптомы задержки двигательных навыков, ведь их можно заметить уже в первые месяцы жизни ребенка:

Малыш к 3–4 месяцам…

– Не хватает и не держит предметы

– Плохо держит голову

– Не подносит предметы ко рту

– Не использует руки, чтобы размахивать игрушками

– Не опирается на предплечья или локти, когда лежит на животе

– Не отталкивается ногами, лежа на животе

К 7 месяцам ребенок…

– Имеет напряжение или вялость мышц

– Закидывает голову назад

– Тянется только одной рукой к предметам или не тянется вообще

– Не поворачивается на бок

– Не использует прямые руки, лежа на животе

К 1 году…

– Не может самостоятельно принять сидячее положение и сидеть без посторонней помощи

– Не ползает

– Перетаскивает одну сторону тела во время ползания

– Не ходит, держась за мебель

К 2 годам…

– Не может ходить

– Не использует технику ходьбы с пятки на носок или ходит только на носочках.

– Не может толкнуть игрушку на колесиках

– Без посторонней помощи не может подняться на несколько ступенек

– Не может пользоваться ложкой

  1. Задержка эмоционально и социальной сфер

Данный тип задержки связан с взаимодействием ребенка с другими людьми или же сверстниками. Причинами могут послужить:

– Нарушение коммуникации

– Психологические травмы

– Расстройство аутистического спектра

Родителям стоит обратить внимание, если:

К 3–4 месяцам ребенок…

– Не улыбается в ответ

– Не смотрит, не издает звуки или не делает движения, чтобы привлечь к себе внимание

– Не изучает новые лица, обстановку

К 7 месяцам малыш…

– Отказывается обниматься

– Не проявляет привязанности к родителям

– Не проявляет удовольствия от общения с людьми

– Не может долго успокоиться ночью

– Не улыбается без повода

– Не смеется и не визжит

– Не проявляет интереса к играм

– Не любит смотреть на себя в зеркало

К 1 году…

– Нет постоянного обмена звуками, улыбками или выражениями лица

– Нет таких жестов, махание рукой, протягивание руки или указание

  1. Задержка мышления (когнитивная задержка)

Проблемы с мышлением могут быть вызваны одной или несколькими из следующих причин:

– Генетические дефекты

– Серьезные медицинские проблемы до рождения или во время

– Воздействие чего-то вредного в окружающей среде, например токсина.

– Расстройство аутистического спектра

К 1 году жизни ребенок не…

– Ищет объекты глазами

– Используйте жесты, например «дай»

– Указывайте на предметы или картинки

– Выполняет просьбы и команды

К 2 годам жизни не…

Знает функции обычных предметов, таких как зубная щетка, расческа или ложка

– Следует простым инструкциям

– Подражает действиям или словам взрослых или сверстников

– Держит предмет в одной руке

– Играет более чем с одной игрушкой одновременно

– Использует кнопки, ручки и другие детали игрушек

-2

Когда стоит обратиться к специалисту?

Задержка в развитии возникает, когда ребенок не достигает основных этапов развития по сравнению со сверстниками из той же возрастной группы. Нередко у детей наблюдается задержка двух и более областей. Когда это выявляется, специалисты называют это «глобальной задержкой развития». Она может проявлять уже и в младенческом возрасте. Именно поэтому при первых подозрениях на задержку развития у ребенка родителям стоит немедленно обратиться за помощью к специалистам, ведь симптомы задержки можно заметить уже в первые месяцы жизни новорожденного.

Диагноз ЗПР излечим?

Раннее выявление задержки развития и соответствующее лечение могут положительно изменить траекторию развития ребенка.

Необходимо понимать, что задержка развития отличается от нарушения развития, поэтому большинство задержек развития у детей несерьезны, и со временем малыши наверстывают упущенное. Даже дети, у которых действительно наблюдаются серьезные задержки, могут добиться значительных улучшений при лечении, если начать работать с задержкой развития как можно раньше.