Я уже достаточно глубоко и долго нахожусь в терапии, чтобы не стесняться называть вещи своими именами и перестать уже так сильно, как обычно, обесценивать себя и свои качества, и свои достижения. Я - творческая женщина.
Для зануд могу даже уточнить незначительное для меня: у меня есть половинка образования художницы, полноценное образование фотографини, полноценное же образование в сфере двухмерной компьютерной графики, я танцевала в четырёх разных стилях и планирую вернуться в танцы, я люблю петь, имею отличный слух и учусь петь, очень кайфую от скульптуры, делала всякие штуки из бисера без схем, поделки в смешанной технике и всякое такое без конца.
Несмотря на то, что мне не так давно понаписали море вот такого буэ.
А фишка в том, что никто ничего не создаёт без основы, без насмотренности, без навыка. У всех, кто не выросла в лесу с волками, есть примеры, на которых они учатся, учителя, которые показывают, как что делать, все мы росли на чём-то, вдохновляются чем-то. У всех есть бэкграунд, даже у самых-самых великих. Или как, если ты не изобрёл балет лично, а просто @tsiskaridze, то ты не творческий? Все что-то выбирают и у кого-то учатся, что-то впитывают, что-то отбрасывают, и именно в этом - мы.
Моими же комментаторами считается, что творческий человек - это только тот, кто слушает исключительно ту музыку, которую придумал, написал, сыграл и спел самостоятельно, при этом никогда не слышав никакой чужой музыки, а желательно и не зная, что музыка вообще существует. Вот тогда принципиально новое. Вот тогда считается.
Я же чисто я потребительски слушаю "Мою волну" в яндекс-музыке, что-то баню и что-то лайкаю, так я создаю свой индивидуальный плейлист любимой музыки, и в этом очень большое количество индивидуальности.
Потребительски смотрю Пинтерест, выбирая идеи для организации пространства. Потребительски хожу на выставки, вдохновляясь фотографиями и картинами. Я со всем в жизни поступаю ровно так же. Всё, что я выбираю для себя сердцем и складываю в образ, в интерьер - это моё творчество, отражающее мою индивидуальность.
Уже в обсуждении ЖГС и МГС мы обсуждали с вами, что гендерной социализации может не быть только у детей-маугли, воспитанных волками и ежами, но много ли мы знаем творческих людей среди них?
Я не считаю, что человек, находящийся вне современности, не имеющий насмотренности может создать что-то успешное и актуальное. Не чувствуешь тренды - вылетаешь на обочину и кубарем в море. Сейчас жизнь очень быстрая, уже даже я это замечаю, когда понимаю не все рилсы, которые вижу, не все "молодёжные словечки" до меня доходят интуитивно. Возможно, это просто приближающаяся деменция 😂, но скорее просто ускорившийся ритм, в котором я не взрослела. Непривычный для меня. Ускорение по моим ощущениям случилось примерно тогда, когда я мудохалась в декрете и ничего не могла. Успела так сильно отстать, что догнать мне до сих пор не удаётся в полной мере, и я это постоянно чувствую, каждый день. Но знаю, что это не всем знакомо, многие с удовольствием сидят на месте и делают ремонт в стиле 1980, одеваются в стиле 1980 и ругают всё новое, и им вроде как комфортно. Вполне могу допустить, что и правда комфортно.
Что такое творчество?
Это любая деятельность по преобразованию окружающего мира, в результате которой создаётся нечто качественно новое, ранее не существовавшее, отличающееся неповторимостью.
Насчёт неповторимости мне не очень понятно, что это, ведь в современном мире повторить можно всё, что угодно. Вот здесь интересно, что вы думаете по этому поводу.
Маслоу, например, рассматривал творчество как универсальную функцию человека, которая помогает ему в самовыражении. И что способность к творчеству является врожденной и не требует специальных талантов. Я с ним полностью согласна.
Альтшуллер тоже говорил, что способность к творчеству - это не талант, а природа человека. Творческие способности есть у каждого человека, а для того, чтобы они открылись, необходимы условия для их реализации. Главное — создать мотивацию на творчество (похоже, это о вдохновении?) и овладеть технологией творческого труда (обучение).
Кстати, я против разделения понятий "творчество" и "искусство". Я чувствую искусство как результат творчества, и всё. Будь это картина в Эрмитаже во всю стену в золотой раме или браслетик из бисера. Но это у меня личный загон пусть будет.)
Зачем нужна насмотренность?
Насмотренность - это наш визуальный опыт, который помогает понимать, что хорошо, а что плохо. Насмотренность работает во всех сферах, даже в кулинарии или робототехнике.
Никто не рождается с уже развитым вкусом. Насмотренность — это такой же навык, как умение читать или писать, ее можно и нужно тренировать.
Без насмотренности жить можно, но тогда много идей и трендов будут проходить мимо, хотя могли бы дать классные результаты — больше заказчиков, подписчиков, продаж, денег.
Это не только и не столько о красивом, сколько об эффективном, успешном. Насмотренность помогает понять, почему какие-то продукты работают лучше других: приносят больше денег, привлекают больше пользователей и т.д., и делать свои тоже актуальными.
Бывает, что самая красивая реклама на свете может собрать миллион наград и получить признание среди креативщиков, но в реальной жизни никак не повлияет на показатели бизнеса!
Насмотренность позволяет отличать хорошую работу от плохой. Если ты часто смотришь на хорошие работы, то начинаешь постепенно понимать, чем они хороши, что их отличает от плохих и посредственных, учиться делать хорошо, а не плохо. Без насмотренности не получится в собственном творчестве подметить, что не так, и как это исправить.
Также она поможет быстрее генерировать идеи. Идеи не появляются из ниоткуда — их что-то стимулирует. Этим стимулом является множество других идей: они пересекаются и рождается что-то новое.
А толчком и вдохновением может стать вообще что угодно — красивая картинка на Пинтерест, посещение выставки, солнечный луч, запах речного песка, посещение кафе, еда. Чем больше мы в себя впитываем, тем быстрее сможем выдавать креативные решения.
Насмотренность помогает и понимать тренды. Чем больше вы следите за развитием событий в своей сфере, тем лучше понимаете, что актуально, а что уже вышло из моды. Это поможет предсказывать тренды и создавать работы, которые точно понравятся людям и дольше будут оставаться актуальными.
Как развивать насмотренность?
Ну, собственно, смотреть! Интересоваться. Жить.) Накапливать и анализировать весь свой визуальный опыт и поменьше смотреть на то, что для вас полезно не будет.
Я была удивлена, но не все люди по умолчанию смотрят по сторонам, но эта привычка вполне прививается. Составляем список ресурсов, на которые будем заходить ежедневно, выделяем для них специальное время. Вносим это в свой график.
Когда научились смотреть, переходим к анализу. Анализировать можно через вот такие вопросы:
- Что привлекло моё внимание?
- Что понравилось?
- Что цепляет или раздражает?
- Какие приемы здесь использовал автор?
- Какие ассоциации вызывает работа?
- Можно ли что-то улучшить?
- Что можно отметить и попробовать у себя?
Чем больше вы анализируете и понимаете, тем легче потом применить усвоенные приемы на практике или создать что-то свое.
Создавать мудборды. Я создаю мудборды по любому поводу и без.
Мудборд — это собранные в одном месте материалы, которые вас вдохновили.
Мудборды помогают начать творческий процесс или быстро найти подходящий референс для работы. В мудборд можно складывать что угодно: цвета, шрифты, текстуры, обрывки текстов, скриншоты и всё, что угодно.
Я давно и активно пользуюсь Пинтерест:
Мой любимый художник Рубен Монахов:
А любимый фотограф - Дмитрий Музалёв:
В целом, нужно помнить, что творчество - это не соревнование!
Это наша с вами индивидуальность, наше самовыражение, каким бы оно ни было - это здорово!
Что я делаю, когда хочу получить вдохновение?
Смотрю свои мудборды, смотрю любимых блогеров, смотрю, как кто-то работает в моей области, смотрю и на результаты, и на процесс, на процесс особенно.
Хожу на любые выставки, работает как классика, так и современное искусство, как скульптура, так и фотография.
Ещё мне помогает участвовать в челленджах вроде Inktober.
Хожу любоваться городом. Город и архитектура - моё главное вдохновение, на самом деле. Домики и дворики.
А если надо "расписаться", то иду писать отзывы на свои последние покупки и посещённые места. И на ватные палочки, и на джинсы, и на картах. Недлинные, лаконичные, но штук 20.
Второй хороший способ про тексты - это пойти поотвечать на забытые комментарии в своём блоге. Прямо вот не пропуская ни одного, сверху донизу.
И в целом, если ты пишешь, важно жить по принципу "ни дня без строчки". Если снимаешь, то ни дня без съёмки. Только перестанешь, за пару недель забудешь, как это вообще делать, будет неловко и страшно.
У меня это бывает довольно редко, я - та ещё графоманка с раннего детства.
Ну, что, будем спорить по поводу творчества?
Все материалы на этом канале - моё субъективное мнение. Оно не является призывом к отказу от деторождения. Решение о рождении детей принимает только лично женщина.
Источники:
Википедия