19 сентября 1982 года профессор Университета Карнеги-Меллона Скотт Фалман (Scott E. Fahlman) впервые предложил использовать три символа, идущие подряд, — двоеточие, дефис и закрывающую скобку, для обозначения эмоций в тексте. Это стало серьёзным пополнением электронного лексикона, а 19 сентября стало днём рождения «смайлика». Но пиктограмму «двоеточие-скобка» человечество использовало задолго до XX века. Рассказываем.
То самое письмо, которое Фалман отправил на местную электронную доску объявлений, которая была прототипом сегодняшних форумов и в то время являлась основным средством общения между сотрудниками университета, было обнаружено в архивах в 2002 году.
19-Sep-82 11:44 Scott E Fahlman.
From: Scott E Fahlman. I propose that the following character sequence for joke markers: : - )
Read it sideways. Actually, it is probably more economical to mark things that are NOT jokes, given current trends. For this, use : - (
А теперь обратимся к истории.
Самый древний «смайлик» был обнаружен группой турецких и итальянских археологов при раскопках в городе Каркамыш в юго-восточной провинции Газиантеп. Кувшин с самым древним графическим изображением датируется приблизительно 1700-м годом до нашей эры.
В архивах Словакии найден документ XVII века, где юрист смайлом показал своё удовлетворение прочитанным.
В газете «Екатеринбургская неделя» от 28 мая 1896 года найдены, возможно, первые напечатанные смайлики: в юмористической рубрике типографскими символами и знаками препинания изобразили четыре эмоции посетившего ярмарку петербургского купца.
Стилизованное изображение человеческого лица для выражения эмоций использовал режиссёр Ингмар Бергман в фильме «Портовый город» 1948 года, но это изображение выражало страдание.
Позже уже счастливое лицо использовалось в рекламных кампаниях мюзикла режиссёра Чарльза Уолтерса 1953 года «Лили».
Классический жёлтый круг с овальными глазками и стилизованной улыбкой, – «100-ваттную улыбку», нарисовал американский коммерческий художник Харви Болл в 1963 году. Это был заказ от компании State Mutual Life Assurance Company of America на изготовление значка, который бы подбодрил сотрудников после слияния с другой компанией. Болл получил за свою работу 45 долларов и, к сожалению, не оформил патент на смайлик. В итоге он не сумел заработать на своём изображении, когда внезапно смайлик стал очень популярным.
1 января 1973 года ежедневная французская газета «France Soir» («Вечерняя Франция») начала промоакцию «Найдите время улыбнуться». В ней использовался логотип смайлика Харви Болла, чтобы выделять хорошие новости.
С появлением компьютерной переписки появилась уже практически жизненная необходимость в смайлах. И вот, в 1982 году, американец Скотт Фалман предложил использовать двоеточие, дефис и закрывающую скобку. Так появился эмотикон, или смайлик.
А в 1998 году японец Сигэтака Курита создал изображения эмодзи («э» — «картинка», «модзи» — «знак»), помогающие выражать эмоции. Первый набор из 176 символов эмодзи 12×12 пикселей был разработан для i-mode с целью облегчения электронного общения и стал характерной особенностью, отличающей эту платформу, а также первыми ростками нового визуального языка. Коллекция из 176 анимированных изображений стала подарком от крупнейшего японского оператора связи NTT docomo, который одним из первых стал предлагать своим пользователям клавиатуры эмодзи. Набор включал пиктограммы эмоций, погоды, животных, знаков зодиака и другие категории. В 2016 году первый набор эмодзи, созданный Сигэтака Курита, стал частью коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Долгое время эмодзи использовались только в пределах Японии, но в 2010 году их включили в стандарт кодирования символов Юникод, что привело к распространению в других странах. С 2011 года анимированные картинки стали доступны на устройствах от Apple. С тех пор коллекция символов постоянно расширяется и мы уже не можем себе представить электронную переписку без этих простых картинок.
По результатам исследования компании Emojipedia самым часто используемым эмодзи 2024 года стал смайлик тающего лица, который появился в стикерпаках в 2022 году. Победителя выбирали методом playoff («игра на вылет»). В финальном туре «тающее лицо» обошло по голосам «лицо, сдерживающее слезы». Организаторы голосования отметили, что такой же финальная схватка была в 2022 году. А в 2023 году это эмодзи стало популярнее обычного розового сердца.
Изображения взяты из открытых источников.