Найти тему

Безумный страх одиночества

Тана Френч "Тайное место"

Очередная книга о Дублинском отделе по расследованию убийств и очередная история, выходящая за рамки обычного расследования. Детективная канва лишь форма, позволяющая поднять серьёзные проблемы взросления и человеческих взаимоотношений.

Тайное место - своеобразная доска объявлений в элитной частной школе для девочек. На эту доску воспитанницы могут анонимно поместить любое сообщение о ситуации, которая мучает. Именно здесь и появляется фотография убитого год назад подростка с приклеенными сверху книжными буквами: «Я знаю, кто его убил...»

Подросшая Холли, известная по роману
"Ночь длинною в жизнь", приносит записку детективу Стивену Морану. Именно ему вместе с Антуаннетой Конвей предстоит выяснить, кто же всё-таки убил Кристофера Харпера.

Повествование ведётся в двух временных плоскостях: современное расследование и погружение в события, которые предшествовали убийству Криса. В соответствии с этим изменяется и лицо рассказчика.

Отсчёт количества дней до смерти Харпера - символичный лейтмотив всего произведения. Холодный, бесстрастный, подчёркивающий безразличное к бытовым деталям течение жизни, ведь счёт дней продолжается и после смерти подростка, меняется лишь констатирующая форма: вместо "осталось жить" - "был мёртв".

Книга словно распадается на две отдельных истории: бесконечно длинный, наполненный тягучими разговорами день расследования и стремительные месяцы школьных будней, куда уместились и зарождение дружбы, и первая любовь, и разочарования, и тайны, и мелкие подростковые междоусобицы, интриги, сплетни, готовность к поступку и бесконечное одиночество.

Быть может, из-за этого безумного страха одиночества и рождаются тесные компании, куда не пускают чужих, где даются клятвы в вечной верности и живёт уверенность, что это навсегда-навсегда.

Роман показался несколько затянутым. Тот случай, когда вместо смакования каждого фрагмента ловишь себя на непреодолимом желании заглянуть на последнюю страницу и узнать, из-за чего, собственно, сыр-бор разгорелся. При этом нельзя отрицать, что и слог хорош, и интрига умело поддерживается, и неожиданности возникают, и персонажи не плоские.

Но как бы читатель ни приветствовал противоречивость, "некартонность" образов, всё равно хочется, чтобы был кто-то хоть отдалённо приближенный к идеалу, чтобы черта, разделяющая "плохих" и "хороших", была намечена хотя бы пунктиром. В этой книге нет тех, кто вызывает однозначную симпатию (детективы, хоть и ведут расследование, все-таки, в общем-то, остаются героями второго плана).

Читатель окунается в такую выгребную яму, наполненную желчью, стремлением к самоутверждению за чужой счёт, искажением психики в условиях замкнутого пространства, юношеским соперничеством, что просто удивительно, как во всём этом он может разглядеть ростки настоящего чувства и крепкой дружбы.

Впрочем, насколько чувство настоящее, если душевный трепет отодвигается в сторону, когда побеждает соблазн воспользоваться доступным? И насколько прочна дружба, если для её сохранения требуются подчас неимоверные усилия?

Одиночество - движущая сила в показанной среде. А ещё эгоизм, нежелание взрослеть, принимать естественный ход вещей. Это напоминает попытку приколотить солнце к верхушке ели, чтобы оно не катилось к горизонту.

Казалось бы, в основе поступков искренность и даже жертвенность, однако, если задуматься, то это скорее всё тот же страх потери и нежелание перемен, стремление укрыться в коконе "навсегда", дающем иллюзию стабильности.

Не совсем понятно, с какой целью автор наделяет четвёрку девушек сверхъестественными способностями: умением силой мысли  нагревать предметы, гасить лампы и вызывать движение воздуха. Деталь ради детали, которая выглядит чужеродной в рамках жанра и ничего не даёт для развития сюжета. Если это попытка частично объяснить движущий мотив, то она выглядит неубедительно.

В целом книга неплоха, но постулат о том, что каждая книга
Таны Френч лучше предыдущей, не подтверждает.

Оценка 4/5