Министр обороны США Ллойд Остин впервые встретился со своим китайским коллегой, завершив почти 18-месячный перерыв с тех пор, как высшие должностные лица министерства обороны двух стран в последний раз разговаривали лично.
Министр обороны США Ллойд Остин встретился с министром обороны Китая адмиралом Донг Цзюнем в Сингапуре 31 мая 2024 года
Согласно отчету Пентагона о встрече, Остин и министр обороны Китая адмирал Дон Цзюнь обсудили военную деятельность Китая вокруг Тайваня, операции США в регионе, Северную Корею и позицию Китая в отношении войны России на Украине.
Высокопоставленные представители Министерства обороны США, информируя журналистов после разговора, сказали, что Остин также обсудил «стратегические возможности» Китая в отношении космоса и киберпространства, а также ядерного оружия. За последние несколько лет Пекин увеличил свой ядерный арсенал, более чем удвоив количество боеголовок с начала десятилетия. Согласно анализу Пентагона,
Высокопоставленные американские чиновники уже несколько месяцев предупреждают Китай о том, что продолжающаяся поддержка российской оборонной промышленности (одна из главных причин, по которой Москва смогла быстро восстановить свою армию) неприемлема для Вашингтона.
Это послание вновь появилось на этой встрече, сообщил один из американских чиновников.
«Он [Остин] совершенно ясно сказал, что если поддержка Китаем оборонного сектора России продолжится, то Соединенным Штатам с нашими союзниками придется принять дальнейшие меры», — сказал чиновник, который не объяснил, каковы будут эти последствия.
Остин и Донг говорили в кулуарах Диалога Шангри-Ла, оборонного саммита в Сингапуре, на который собираются официальные лица со всей Азии. Остин ежегодно посещал это мероприятие в своей нынешней роли — за исключением годичной паузы во время пандемии коронавируса — в то время как США стараются работать с большим количеством стран региона и делать это более тесно.
Подход Пентагона к Индо-Тихоокеанскому региону при администрации Байдена определялся именно такого рода командообразованием. Министерство расширило оборонные соглашения с Австралией, Филиппинами, Папуа-Новой Гвинеей и Индией, а также с другими странами. Ему также удалось убедить существующих союзников, в частности Японию и Южную Корею, улучшить свое сотрудничество.
Частично эти усилия обусловлены военной деятельностью Китая в регионе.
Китай неоднократно преследовал филиппинские суда, пытающиеся пополнить запасы аванпоста на Второй отмели Томаса — рифе в Южно-Китайском море, на который Китай претендует, несмотря на постановление ООН от 2016 года, утверждающее иное. Китай и Филиппины входят в число нескольких стран, утверждающих суверенитет над местными географическими объектами.
Китай также стал более агрессивным в отношении Тайваня, проведя крупные военные учения вокруг острова за несколько недель до конференции здесь. Правительство Китая считает Тайвань провинцией-изгоем и угрожает вернуть его силой.
До конца прошлого года китайские военные проводили то, что Пентагон назвал серией «небезопасных и непрофессиональных» перехватов сил США и их союзников. Это прекратилось в конце прошлого года после встречи президента Джо Байдена и китайского лидера Си Цзиньпина в Калифорнии.
Изменит ли встреча Остина ситуацию?
Встреча Остина с Донгом призвана помочь улучшить отношения, которые некоторые в регионе считают чрезмерно напряженными. Пекин разорвал военное сообщение с Соединенными Штатами после того, как тогдашний спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси, демократ от Калифорнии, посетила Тайвань в 2022 году. После разговора Байдена и Си Цзиньпина обе страны возобновили такие переговоры.
Остин и Донг разговаривали по телефону в апреле — они разговаривали впервые. Дун является третьим министром обороны Китая за столько же лет на фоне чистки высших военных чиновников из-за коррупции в Народно-освободительной армии Китая.
В прошлом году на той же конференции бывший министр обороны Китая отклонил предложение о встрече с Остином, что привело к короткому рукопожатию между ними. Несмотря на то, что коммуникации возобновились, отсутствие согласия между Америкой и Китаем в целом часто не оставляет повода для разговоров.
«Я ожидаю, что из этого выйдет очень мало», — сказала Бонни Глейзер, эксперт по китайско-американским отношениям в Немецком фонде Маршалла, о саммите Остин-Донг. «Я думаю, это будет обмен мнениями».
Тем не менее, Глейзер отметил, что хорошо, что обе стороны взаимодействуют друг с другом, и это мнение поддержали американские официальные лица, путешествующие с Остином.
Согласно протоколу, Остин и Донг обсудили возобновление связи между высшими военными офицерами своих двух стран в регионе — главой Индо-Тихоокеанского командования США и командующими восточными и южными театрами военных действий Китая.
В разговоре также упоминалась китайско-американская «рабочая группа по кризисным коммуникациям», которая соберется к концу года.
Отдельным вопросом является откровенность, сказал второй американский чиновник, имея в виду космические, ядерные и кибервозможности Китая.
«Участие в решении этих вопросов всегда было непростой задачей», - отметил чиновник.
И Остин, и Донг выступят на конференции в выходные, которая станет символом отношений, определяющих безопасность в Индо-Тихоокеанском регионе. Международный институт стратегических исследований, аналитический центр, проводящий Диалог Шангри-Ла, накануне этого мероприятия опубликовал свой годовой отчет о регионе. В нем эксперты предупредили о «истощающем десятилетии», отмеченном конкуренцией между двумя сверхдержавами, которая выходит за рамки вопросов безопасности.
В этом отношении ценность разговоров ограничена, отметил первый американский чиновник. Китай «остается основной проблемой Министерства обороны, и никакая встреча этого не изменит».