Один из моих самых любимых голливудских фильмов (так и хочется написать - всех времен и народов) - это "Банды Нью-Йорка" знаменитого кинорежиссера Мартина Скорсезе (2002г.). Напомню, что действие этой ленты происходит в середине 19-го века, а в основе сюжета лежит противостояние двух враждующих бандитских группировок тогдашней нью-йоркской "Хитровки" - района "Пяти углов".
Подробный разбор этого фильма - отдельная тема, которой я надеюсь еще заняться, предметом же этой статьи являются политические аналогии или, быть может, ассоциации и параллели, неожиданно пришедшие мне в голову.
Одна из двух главных банд Нью-Йорка, во главе которой стоит не лишенный харизмы брутальный "Мясник Билл"(между прочим, реально существовавший гангстер), которого играет актер Дэниел Дэй-Льюис, претендует на то, что она отстаивает интересы "коренных американцев" (только не подумайте, что речь идет об американских индейцах), которых теснят "понаехавшие" мигранты (главным образом выходцы из Ирландии) во главе с "Амстердамом" (актер Леонардо ди Каприо).
Сочувствие режиссера явно на стороне "понаехавших" (между прочим, потомка итальянских эмигрантов) , хотя он хорошо представляет, что многие из тех, кто противостоит "коренным" сподвижникам "Мясника" не просто честные труженики, отстаивающие свои законные права, а такие же воры и бандиты и речь идет, в сущности, не о противоборстве добра и зла, а о кровавой разборке между двумя мафиозными группировками - пусть даже представители одной из них кажутся нам гораздо более симпатичными людьми (как впрочем, и "понаехавший" клан дона Корлеоне "Крестном отце").
Аналогии с политической жизнью современной Америки, на мой взгляд, достаточно прозрачны. Не будем разбирать программы обеих партий, демократов и республиканцев (если предположить, что они и в самом деле существуют), а обратим внимание на социальную базу их поддержки. Известно, что демократы во главе с невесть кем (глобалистское прозвище лидера их предшественников из ленты - "Амстердам" в данном случае вполне подходит), в числе прочего опираются на этнические меньшинства, в частности "понаехавших" латиноамериканцев, которых они стремятся легализовать, чтобы привлечь на выборах новых избирателей. Трамп же пусть не на во всем, но во многом ориентируется на простых ("коренных"?) американцев, белых реднеков, - людей, поколениями живущих в этой стране и придерживающихся по-преимуществу традиционных ценностей.
Скорсезе - реалист, и мы действительно видим на экране "реал политик", какой она была и во многом остается - с продажными политиками, вступающими в сговор с криминалом, коррумпированными органами власти, фальшивыми выборами, политическими убийствами, угрозами, подкупом и шантажом.
Когда я впервые увидел этот фильм, мне показалось, что речь идет о далеком (ну, относительно) прошлом демократической Америки, хотя до этого и не предполагал, что оно было настолько жестоким и душным. Но искусство потому и является искусством, что оно не просто воспроизводит то, что видит, пресловутую "правду жизни", но и в силу того, что способно давать ответы на то, что принято называть "вечные вопросами" и более того (или все-таки менее?), предоставляет вдумчивому наблюдателю возможность увидеть, пусть даже совсем чуть-чуть, контуры далекого и не очень будущего.
Раз так, можно ли извлечь из творения великого мастера какой-либо конкретный намек на то, чем может закончиться находящаяся сейчас в самом разгаре схватка двух противоборствующих сил - демократов и республиканцев (а точнее, Трампа)?
Финал жестокой схватки политических конкурентов в ленте Скорсезе неоднозначен. Лидер "коренных" убит (вспомним покушения на Трампа), а его противнику, вождю"понаехавших" Амстердаму, несмотря на полученные в схватке жестокие раны, удается выжить но, очевидно, что это далеко не конец, и борьба снова продолжится.
В данный же конкретный момент победителем схватки выступает ...кто? Вы будете потрясены, но это никто иной, как бог войны (напомню, что речь идет об артиллерии). Власть то ли города, то ли страны, то ли еще чего-то вспомнила, наконец, что она тоже существует, и решила напомнить гражданам об этом, в результате чего могучие залпы корабельных орудий смели с улиц города толпы вооруженных ножами и камнями хулиганов, погромщиков, и просто граждан, принявших участив беспорядке. Есть ли в этом какой-либо символ? Что называется, сказка ложь (а любое кино - это сказка), но в ней намек... Заметим, жестокий и страшный намек...
Что же, как говорится, все течет, и при этом практически ничего не меняется - во всяком случае, если речь идет о человеческой психологии и политике.