Найти в Дзене
Государственный Эрмитаж

Образ эпохи. Амазонка

Эрмитаж обладает одной из самых известных в мире коллекций костюмов и аксессуаров. В силу своей хрупкости многие экспонаты не могут быть представлены в музее постоянно, но периодически участвуют в выставках. Мы показываем эти потрясающие вещи в нашей рубрике #ОбразЭпохи Сегодня расскажем о костюме-амазонке Алисы Гессенской, будущей императрицы Александры Фёдоровны. Одежда для верховой езды всегда должна была быть функциональной. Но в случае дам, ещё и отвечать модным тенденциям эпохи. Эти предметы одежды не раз претерпевали метморфозы, в том числе черпали вдохновение в мужской моде и заимствовали из неё различные элементы – кафтаны, камзолы и шляпы-треуголки. К середине XIX века сложился совершенно особенный фасон женского костюма для верховой езды – амазонка. Он отличается акцентом на талии и особым кроем юбки, позволяющим ездить боком. Женщины обычно ездили в дамском седле, с двумя луками и стременем с левой стороны. Поэтому правая сторона юбки была длиннее левой — она закрывала ноги

Эрмитаж обладает одной из самых известных в мире коллекций костюмов и аксессуаров. В силу своей хрупкости многие экспонаты не могут быть представлены в музее постоянно, но периодически участвуют в выставках. Мы показываем эти потрясающие вещи в нашей рубрике

#ОбразЭпохи

Сегодня расскажем о костюме-амазонке Алисы Гессенской, будущей императрицы Александры Фёдоровны.

Одежда для верховой езды всегда должна была быть функциональной. Но в случае дам, ещё и отвечать модным тенденциям эпохи. Эти предметы одежды не раз претерпевали метморфозы, в том числе черпали вдохновение в мужской моде и заимствовали из неё различные элементы – кафтаны, камзолы и шляпы-треуголки. К середине XIX века сложился совершенно особенный фасон женского костюма для верховой езды – амазонка. Он отличается акцентом на талии и особым кроем юбки, позволяющим ездить боком.

 «Портрет неизвестной в костюме амазонки», Николай Егорович Сверчков, Россия, середина XIX в., Государственный Эрмитаж
«Портрет неизвестной в костюме амазонки», Николай Егорович Сверчков, Россия, середина XIX в., Государственный Эрмитаж

Женщины обычно ездили в дамском седле, с двумя луками и стременем с левой стороны. Поэтому правая сторона юбки была длиннее левой — она закрывала ноги и ниспадала ещё ниже. Эту особенность мы и можем увидеть на амазонке Алисы Гессенской.

Костюм-амазонка для верховой езды принцессы Алисы Гессенской (будущей императрицы Александры Федоровны), Англия, Лондон, 1893-1894 гг., Государственный Эрмитаж
Костюм-амазонка для верховой езды принцессы Алисы Гессенской (будущей императрицы Александры Федоровны), Англия, Лондон, 1893-1894 гг., Государственный Эрмитаж

Костюм выполнен из чёрного сукна и состоит из двубортного жакета и юбки. Для удобства ходьбы юбку прикрепляли сбоку к талии, во время езды она опускалась и закрывала ноги. Под юбку также надевались суконные панталоны и высокие сапоги.

Эту юбку сшила фирма «Höhne & Co». В 1884 году компания получила патент на специальную юбку для наездниц, которая держалась с помощью различных внутренних крепежей на правой ноге, покрывая ноги только снаружи.

Сейчас костюм-амазонку Алисы Гессенской можно в деталях разглядеть на выставке «Парадный выезд императорского двора» в рамках Дней Эрмитажа в Новосибирском художественном музее.

Костюм-амазонка для верховой езды принцессы Алисы Гессенской (будущей императрицы Александры Федоровны), Англия, Лондон, 1893-1894 гг., Государственный Эрмитаж. Фото с выставки «Парадный выезд императорского двора» в рамках Дней Эрмитажа в Новосибирском художественном музее.
Костюм-амазонка для верховой езды принцессы Алисы Гессенской (будущей императрицы Александры Федоровны), Англия, Лондон, 1893-1894 гг., Государственный Эрмитаж. Фото с выставки «Парадный выезд императорского двора» в рамках Дней Эрмитажа в Новосибирском художественном музее.