Игорь Костолевский: роли в кино от романтика до психолога.
«Сыграв единожды что-то и завоевав массовую популярность, ты автоматически отождествляешься в сознании зрителя со своим героем. А дальше тебе надо разрушать этот стереотип или, наоборот, подтверждать и укреплять — кому что нравится» (Игорь Костолевский).
В студенческие годы у нас была игра, где нужно было угадать актёра по ролям в кино, например, белогвардейский офицер – Александр Кайдановский, балагур – Никита Михалков, романтик - Игорь Костолевский.
Мы, зрители, особенно в юности, часто отождествляем актёра с его экранными героями. Первое двухминутное появление на экране 24 – летнего Костолевского в роли неуклюжего студента Миши (картина С.Ростоцкого «А зори здесь тихие») - прошло бы незамеченным, если бы не сногсшибательный успех фильма.
А через три года приходит настоящий успех, когда Игорь Костолевский сыграл поручика Ивана Анненкова в фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Хотя пробы прошли неудачно по многим причинам: всего третья работа в кино, маститые партнёры, в том числе Эва Шикульска, да и, видимо, на тот момент Игорь не ассоциировал себя с бравым повесой – кавалергардом.
Однако режиссёр рискнул и оставил Костолевского, не смотря на его природную угловатость и не ошибся, потому что на советском экране появился новый романтический герой, подобный героям Олега Стриженова. Не последнюю роль сыграла замечательная музыка Исаака Шварца и «Песенка кавалергарда» на слова Булата Окуджавы.
«У меня так сложилась жизнь, что, когда пришла ко мне популярность, когда на экраны вышла картина “Звезда пленительного счастья”, мне было двадцать шесть лет.
Известность на меня свалилась, а я к этому был совершенно не готов. Потом появился многосерийный фильм по Липатову “И это все о нем”, и началось... Я начал получать по триста писем в день. Честно говоря, меня это очень впечатлило: у меня было ощущение, что я должен это отработать» (из интервью И.М.Костолевского).
Но до Евгения Столетова был влюблённый в Танюшу барин («Степанова памятка»), новобранец Алик Полухин («Весенний призыв»), которыми движут опять же романтические чувства.
Принять участие в экранизации классики – это и подарок судьбы, но может быть и неудача, если актёр не соответствует сложившемуся зрительскому восприятию образа героя. В фильме Иосифа Хейфица «Ася», созданный по мотивам одноименной повести И. С. Тургенева, исполнители главных ролей – Елена Коренева и Игорь Костолевский покорили сердца зрителей.
И вот Женька Столетов, может быть последний романтик советского кино. С позиции сегодняшнего дня, а я начиталась статей и комментариев к телефильму Игоря Шатрова "И это всё о нем" по одноимённой повести Виля Липатова, история надуманная от начала и до конца. Я жила в то время и встречала таких бессеребреников, но сейчас не об этом, а об исполнителе главной роли.
На мой взгляд, Игорю Костолевскому, столичному жителю, удалось создать образ Евгения Столетова, да так, что веришь этому парню, веришь, что правда на его стороне, веришь, что помнить его будут, даже Людмила Гасилова, предавшая, а не забудет его никогда, как самое лучшее воспоминание. И ведь помним, и пересматриваем, хотя прошло уже почти полвека, и на дворе совсем другая страна и совсем другие «герои».
Женька – это романтик, который верит в существование идеального мира, где царит гармония, любовь и доброта. Он мечтает о реализации своих самых заветных желаний и стремится к достижению высоких целей, несмотря на препятствия.
Удачным оказался выбор Костолевского на роль интеллигентного, странноватого, наивного, влюбленного в астрономию учителя Мирою в телефильме Михаила Козакова "Безымянная звезда". Встреча романтика с реальной жизнью подарила ему любовь, радость, надежду, преодоление страха, но и эта же реальность раздавила его.
Думается, что учитель Мирою был последней романтической ролью актёра. В это же время появился совершенно другой образ сына Милосердова в картине Эльдара Рязанова «Гараж», человека знающего жизнь и своё место в ней. Несколько минут экранного времени, а мы понимаем о человеке многое.
Зрители настолько привыкли к положительным образам героев Костолевского, что не сразу поверили в его новое амплуа. Ведь не зря режиссёр Виктор Титов («Отпуск за свой счёт») пригласил на роль легкомысленного москвича Юры Игоря Костолевского, который играл лирических героев. Правда, поклонниц у актёра прибавилось после выхода фильма, ну, уж очень обоятельный был его герой. Избалованному женским вниманием состоятельному инженеру - испытателю, к которому, как снег на голову, сваливается юная провинциалка, готовы были сочувствовать все. Романтическая здесь героиня, а Юра этакий удачливый прагматик, в жизнь которого буквально ворвалась со своей любовью ненужная ему девушка.
Не был романтиком и главный герой популярнейшего фильма А.Алова и В.Наумова «Тегеран – 43» в исполнении Костолевского, который выполнял сложнейшее задание советской разведки. Встреча Андре с Мари, мне показалось, не была для него любовью на всю жизнь, в отличии от героини Натальи Белохвостиковой.
В 80-е годы актёр по – прежнему очень востребован у кинорежиссёров, которые видели в нём идеального романтического героя с выразительной внешностью, но Игорю Матвеевичу удалось не стать заложником этого образа.
Хотя большинство его тогдашних героев не являются отъявленными негодяями, как, например, обаятельный организатор убийства собственной жены Тони Вендис, а обыкновенные люди. Интересно, что именно героев Костолевского мы оправдываем, например, измену жене («Ну, кто не изменяет?!») в картине «Прости», реж. Э.Ясан. Вполне житейские ситуации, очень далёкие от романтики. Лучшей работой этого периода, думается, была роль Вельчанинова в фильме Евгения Марковского «Вечный муж».
Наступили 90-е, исчезло советское кино, ушли романтические герои и наступило время Кингов – героя Костолевского в фильме – спектакле «Смотрите, кто пришёл». Посмотрев фильмографию Игоря Матвеевича, я, с удивлением, узнала, что он много снимался, но я не видела эти работы, кроме роли Степана Трофимовича Верховенского в сериале «Бесы» по Ф.М.Достоевскому. Время берёт своё, взрослеет актёр, стареет его аудитория.
Недавняя роль в сериале «Триггер» Игоря Костолевского и побудила меня написать эту статью. Великолепно сыгранная роль Александра Стрелецкого, профессионального психолога, который не может наладить отношения с собственным сыном, вступает в интимную связь с его женой, окончательно разрушая контакт с сыном, но продолжает заниматься профессиональной деятельностью, уверенный, что может помочь другим. Этой ролью актёр окончательно разрушил, как он и хотел, стереотип лирического героя - его право, но мне, как зрителю жаль расставаться с прежними героями.