Со времён Греко-персидских войн, между Византием и Афинами существовали непростые отношения. Не так давно Византии был союзником македонского царя, а Афины оказывали поддержку царю одриссов.
Однако, когда Фракия стала провинцией Македонии, стало очевидно, что следующей целью Филиппа станут проливы. Они были необходимы ему для предстоящего вторжения в Малую Азию. В Афинах понимали, что если такой сильный и умный правитель, как царь Македонии, если будет владеть городом на Боспоре, то станет мощным оружием против Афин и других городов. Это потом крепости македонцев Акрокоринф и Деметриаду будут называть оковами Греции. И действительно, отец Алексанра Великого был точнее умнее и дальновиднее чем Павсаний или Гекатий.
Поэтому, несмотря на своё отношение к Византию, афиняне решили сделать всё возможное, чтобы он сохранил свою независимость. Демосфен лично отправился в проливы, чтобы заключить договор с Византием.
Более того, Демосфен сумел создать целую коалицию, куда вошли и Родос, и Хиос и Тенедос и некоторые другие города). Послы были направлены даже ко двору персидского царя, где были приняты благосклонно. Персия тоже понимала, для чего нужны были проливы Филиппу. Македонский царь также пытался найти союзника в лице скифского царя Антея, но их отношения не заладились.
В 340 году Филипп начал осаду Перинфа. Город был обречён, так как не мог противостоять самой передовой армии того времени. Только мужество его защитников и своевременная помощь из Византия и Персии спасли город от захвата. Однако, спеша на помощь союзнику, византийцы оставили свой город практически без защиты.
Филипп воспользовался этим. Он взял с собой половину войска и стремительно направился к стенам Византия. Город спасли его крепкие стены и умелый командир Леон, который, к слову, учился в знаменитой афинской Академии. Македонская армия и флот окружили город со всех сторон, и началась полноценная осада.