Дженнифер Лопес играет главную роль в научно-фантастическом боевике, в котором задается вопросом, действительно ли искусственный интеллект так уж плох.
Дженнифер Лопес сыграет главную роль в фильме «Атлас» режиссера Брэда Пейтона
В 1927 году человекоподобный робот появился и сеял хаос в экспрессионистском научно-фантастическом фильме Фрица Ланга «Метрополис», памятном раннем примере антагонистов искусственного интеллекта в кино. С тех пор во многих научно-фантастических фильмах, от «2001: Космическая одиссея» до «Терминатора» и «Матрицы», предполагалось, что некий ИИ попытается нас уничтожить.
Но сейчас страшнее. Грозный ИИ больше не является мысленным экспериментом, а просто метафорой. Каждый сценарий со злодеем, созданным искусственным интеллектом, действует в мире, где зрители, вероятно, думали или использовали настоящий искусственный интеллект для выполнения какой-то задачи. Таким образом, идея «ИИ-террориста», как в новом научно-фантастическом боевике Брэда Пейтона «Атлас», кажется весьма правдоподобной.
У этого террориста есть имя: Харлан (Сыму Лю). В быстро развивающемся прологе мы быстро узнаем, как он стал угрожать человечеству вымиранием, уничтожив миллионы людей, прежде чем внезапно покинуть лагерь в космос. Люди, оставшиеся на земле, похожей на «Бегущего по лезвию», защищенные только Международной коалицией наций (ICN), с тревогой ждут возвращения Харлана, как передового второго пришествия Христа.
После 28 лет нервного вглядывания в небо ICN поймал ИИ-бота, который, как известно, связан с Харланом. Что-то происходит. Ученого по имени Атлас Шепард (Дженнифер Лопес) называют ведущим мировым экспертом по Харлану — отчасти потому, что ее мать, Вэл Шепард, основательница Shepherd Robotics, создала Харлана и вырастила его вместе с Атласом. По просьбе генерала Джейка Бута (Марк Стронг) Атлас садится на космический корабль под командованием полковника Элиаса Бэнкса (Стерлинг К. Браун), направляющийся к планете, где они обнаружили, что скрывается Харлан.
По этим названиям можно сказать, что «Атлас», который Пейтон снял по сценарию Лео Сардаряна и Арона Эли Колейта, носит весьма референтный характер. (Или, возможно, производное.) Харлан делит имя с Харланом Эллисоном, выдающимся автором спекулятивной фантастики. Атлас несет на своих плечах бремя мира; Лопес, которая также была продюсером фильма, с энтузиазмом вдается в роль, и это особенно впечатляет, учитывая, что на протяжении всего фильма она в основном одна. Фамилия ее персонажа, Шепард, кажется одновременно метафорической и, возможно, отсылкой к любимому персонажу из научно-фантастического сериала «Светлячок». Я мог бы продолжать копать, но вы поняли. Временами «Атлас» кажется чистой стилизацией, и он выглядит в стиле, который мы привыкли видеть на стримерах, дешевым, мрачным, пластичным и фальшивым, особенно в больших боевых сценах. Научная фантастика часто занимает свое место в памяти, представляя что-то новое и поразительное, но с «Атласом» мы все это видели раньше.
Однако он пытается поставить некоторые серьезные вопросы. По какой-то причине истребление миллионов людей искусственным интеллектом не остановило использование искусственного интеллекта в этом мире, как это произошло, скажем, во вселенной «Дюны». (На самом деле, это подтверждается.) Вместо этого они вездесущи, компаньоны, которые играют в шахматы и регулируют систему отопления вашего дома, но также разговаривают с вами и следят за вами. Несмотря на то, что у нее дома есть ИИ, Атлас крайне подозрительно относится к этой технологии. Таким образом, большая часть напряжения в фильме возникает из-за ее отношений с искусственным интеллектом по имени Смит (возможно, это еще одна отсылка, на этот раз к «Матрице»), с которым ей придется синхронизировать свой разум, чтобы выжить.
Это интригующая концепция, поскольку как на экране, так и в реальной жизни остается открытым вопрос: является ли ИИ по своей сути хорошим, плохим, нейтральным или каким-то другим четвертым явлением, о котором мы еще не совсем выразились. Иногда в фильмах, таких как «ИИ: Искусственный интеллект» Стивена Спилберга, предполагается, что существа, которых мы можем создать, способны на преданность и любовь, и что склонность человечества к противоположному является настоящей проблемой. Иногда (как, скажем, в «Бывшей машине» Алекса Гарланда) мы оказываемся на их стороне.
«Атлас» также в первую очередь озабочен моралью искусственного интеллекта и тем, кто виноват, если все пойдет не так. Здесь все становится немного странно. В конце концов, трудно забыть, что сам ИИ был камнем преткновения в прошлогодних голливудских забастовках, в которых Netflix, распространяющий «Атлас», сыграл важную роль. Собирается ли ИИ уничтожить индустрию – возможно, многие отрасли? Или это спасет мир? Прав ли Атлас в своем скептицизме?
Ответ, который дал фильм, меня удивил, и не в особенно хорошем смысле. Это теория искусственного интеллекта как «плохого яблока»: мы неправильно стоим на пути прогресса, и что все в порядке, если с этим обращаться должным образом. С другой стороны, посмотрев «Атлас», я понял, что мой личный скептицизм на самом деле не касается самой технологии. Меня беспокоит не ИИ. Это человеческая природа, которой я не доверяю.
- Рейтинг PG-13 за насилие и за обучение ИИ ругаться. Продолжительность: 1 час 58 минут