Кто-то оказывает вам добрую услугу, кто-то помогает вам, а кто-то дарит вам подарок. Вы знаете, что должны быть благодарны. Вы знаете, что должны вести себя хорошо. А ещё, вы знаете, что правила вежливости в социуме требуют от вас быть немного смиренными напоказ. Это такое великодушие, альтруизм и благотворительное поведение. И, всё же, иногда вы не можете заставить себя быть благодарными. Наоборот, вы раздражены, обижены, ненавидите, агрессивны или пассивно-агрессивны в отношении благодетеля. Что происходит? Почему так? Короче говоря, это когнитивный диссонанс.
Когнитивный диссонанс – от латинского «несозвучность», «отсутствие гармонии». Состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.
Я разберу две составляющие когнитивного диссонанса и попытаюсь объяснить, почему ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным. Меня зовут Сэм Вакнин. Я автор книги «Злокачественная любовь к себе. Нарциссизм пересмотренный». А ещё, я являюсь профессором клинической психологии, и делаю вам одолжение, предоставляя доступ к почти тысяче шестистам бесплатным видео. Вы не раздражены, не обижены на то, что я только что сказал? Разве это вас как-то не спровоцировало? Разве вы не хотите просто ударить меня по лицу?
Да, вы хотите. А почему? Потому что, как я уже сказал, всё дело в когнитивном диссонансе. Чтобы разрешить когнитивный диссонанс, вы обвините меня в диссонансе. Чтобы разрешить когнитивный диссонанс, вы обвините людей, делающих добрые дела. Вы вините их в том, что это именно они создали когнитивный диссонанс, что они поставили вас в такое положение, при котором вы испытываете дискомфорт, дезориентацию, раздражение и обиду.
Эти добродетельные люди становятся помехой. Вы их ненавидите за то, что они вторглись в ваш мир. Это когнитивный диссонанс. Но что это за два компонента? Когда люди ведут себя так, как должны вести себя хорошие люди, когда они помогающие, альтруистичные, эмпатичные, ласковые и сопереживающие, когда эти люди дают вам добрый совет, когда говорят: «Вот тебе моя рука помощи», когда они утешают и успокаивают вас в тяжёлое время, тогда нам стыдно. Наша первая реакция – это стыд. Потому что, это напоминает нам о том, кто мы такие. Это напоминает нам, что мы не хорошие люди или, по крайней мере, не такие хорошие, как они. Мы реагируем агрессией и негативными аффектами.
Негативная аффективность – это общая категория, обозначающая тревогу и депрессию вместе с другими, общими для них отрицательными эмоциями (страхом, печалью, чувством вины).
Например, мы становимся завистливыми и впадаем в ярость. Но, прежде всего, мы чувствуем себя беспомощными, потому что мы являемся получателями благодеяний, различных выгод, подарков, советов, присутствия другой стороны и утешения. Чем бы это ни было, но мы получили это, потому что нам этого не хватало, потому что у нас этого не было. Когда вы получаете что-то от кого-то, то это потому, что у вас, в первую очередь, этого не было. Это делает вас беспомощным и унижающим того человека, который сделал вам добро.
У этого человека было что-то такое, чего не было у вас, то, что было вам нужно и то, чем вы не обладали. И это автоматически порождает разрушительную зависть, порождает желание уничтожить источник разочарования. Проще говоря, хорошие люди причиняют нарциссическую травму. Когда хорошие люди делают добрые дела, они ранят нас, унижают и стыдят нас. Они напоминают нам, что мы нуждаемся, что мы беспомощные, что нам не хватает чего-то. Они стыдят нас, потому что мы не такие благодетельные, не такие полезные, не такие хорошие и не такие альтруистичные.
Кому нравится, когда их стыдят? Никому. Поэтому вы злитесь на того, кто делает добро. Вы думаете, что опозорить вас было целью добродетельного человека: «Он сделал мне хорошо только для того, чтобы опозорить меня, унизить, разоблачить мою неполноценность и беспомощность. Я ненавижу его за это». Добрые дела никогда не остаются безнаказанными, потому что они воспринимаются как наказание. Это нарциссическая травма, нарциссический защитный механизм, который срабатывает даже у здоровых людей без нарциссического расстройства личности. Это первый компонент или ингредиент когнитивного диссонанса.
Но есть ещё один. Именно поэтому этот конкретный тип когнитивного диссонанса необычайно сильный. Потому что у него есть два ингредиента, а не один. Второй ингредиент – это паранойя или подозрение. Вы спрашиваете себя: «Почему они это сделали? Почему они были так добры ко мне? Почему они подарили мне этот подарок? Чего они хотят? Каков их скрытый замысел? Что ими движет? Когда они мне скажут правду»? Поэтому, вы подозреваете манипулятивную, макиавеллистскую мотивацию.
Макиавеллизм – это политика, основанная на пренебрежении нормами морали, на культе грубой силы для достижения своих целей.
Вы приписываете добрым людям не очень хорошие мотивы. Вы говорите: «Они что-то скрывают и притворяются. А добрые дела – это лишь манипуляция. В конечном итоге, эти люди дают, чтобы потом что-то забрать. Они оказывают услугу за услугу. Однажды мне придётся за всё заплатить. Однажды я должен буду подарить подарок в ответ. Однажды я должен буду стать благодетелем и альтруистом». Это как кредит, который вы должны выплатить. И вы возмущаетесь этим фасадом, возмущаетесь тем, что воспринимается вами как притворство.
Вы говорите: «Делают добро только фальшивые люди». Вы не доверяете их мотивам. Иногда вы считаете, что хорошим людям не хватает социальных навыков, что они немного аутисты, любопытные Варвары. Они слишком интересуется вашими личными делами, навязываются и вторгаются в вашу личную жизнь.
Некоторые люди причиняют добро действительно только потому, что им не хватает социальных навыков. Но это не со зла. Они такие, какие есть. Но вы приписываете им злой умысел, преднамеренность, возможно, захват власти, сбор информации или разведывательных данных о вас. Бог знает, для каких гнусных целей всё это делается. Так выглядит параноидальное мышление. Оно включает в себя параноидальные мысли. А ещё, вы сомневаетесь в психическом здоровье добрых людей.
Вы говорите: «Может быть они являются нарциссами, которые притворяются хорошими людьми»? Такой тип нарциссов известен, как просоциальные или общинные нарциссы. Или: «Может быть это психопаты, которые действуют как благодетельные альтруисты? Потому что они хотят манипулировать мной и скрыться со всеми моими деньгами. Или хотят заняться со мной сексом. Или они сумасшедшие психотики, которые не контролируют свои действия. А, возможно, у этих людей пограничное расстройство личности. Они могут взорваться и свести меня с ума».
Я имею в виду, что вы сомневаетесь в психическом здоровье, психической устойчивости и здравомыслии людей, которые делают добрые дела. Потому что, делать добрые дела – это абсолютное безумие в злом мире. Когда вы противопоставляете реальность альтруизму, то альтруизм всегда проигрывает. Быть альтруистом – это глупо в такой жестокой реальности. Ведь мы сталкиваемся с миром, в котором полно эгоизма, зла, злых намерений и действий. И, когда в этом всём безумии мы видим людей, которые занимаются благотворительностью, оказывают помощь, сострадательные, дающие добрые советы и поддерживающие, тогда мы приходим к выводу, что с этими людьми что-то не так.
Они больные. Их больше нет с нами. Они больше не встроены в реальность. А люди, которые оторваны от реальности, являются психически больными. Они должны быть в приюте для душевно больных, а не помогать людям. Так что, хотите верьте, хотите нет, но добрые поступки вызывают параноидальные мысли и стыд у большинства получателей и выгодоприобретателей. Это показали исследования.
Мы очень плохо реагируем на альтруизм, благодетельность и помощь. На самом деле, мы склонны сомневаться, подозревать, унижать, критиковать и бороться. Таким образом, мы пытаемся преодолеть стыд и беспомощность, приписывая добрым людям (тем, кто делает хорошие вещи), действительно демоническое, тёмное мышление. Мы разрешаем свой когнитивный диссонанс через обвинение людей, делающих добро. Ведь они виноваты в том, что вызывают у нас стыд, дискомфорт и унижение. А ещё, они пытаются таким образом манипулировать нами. Мы обижаемся на них, отвергаем их и, в конечном итоге, наказываем их. Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным.