Неотъемлемая часть светской жизни XIX века — это балы и торжественные приёмы, имевшие строгий характер ритуалов. Возможность давать их обозначала высокий социальный статус и богатство владельцев. Так, в 1820-х годы обладатели дворца на набережной реки Фонтанки, в котором сегодня располагается Музей Фаберже, — Дмитрий Львович и Мария Антоновна Нарышкины — принимают решение о строительстве бального зала. Семейство выкупает соседний участок, который принадлежал купцу Мясникову, и за счёт этого расширяет дворец.
Самый большой танцевальный зал в Петербурге
Сейчас нам сложно представить, какую важную роль играл бал в жизни дворянства XVIII-XIX века! Веселые танцы, щедрое угощение в эпоху классицизма приобретают значимость великосветских мероприятий, поэтому для танцев во дворце сооружают огромный зал в классическом стиле с великолепной полихромной росписью и колоннами.
Масштабность Белоколонного зала не иллюзорна — его общая площадь составляет 455,5 кв.м. На тот момент это был самый большой танцевальный зал в Санкт-Петербурге. Чтобы зал вмещал как можно больше людей и всем было удобно танцевать, места для оркестра Нарышкины расположили на специально спроектированных для этого балконах. Зал получился настолько удобным, что, по мнению современников, был даже лучше бального зала Зимнего дворца. Неудивительно, что этот зал стал одним из важных центров светской жизни не только Петербурга, но и всей Российской империи. Главным украшением зала была копия античной статуи Аполлона Бельведерского, сделанная в XVIII веке. Дмитрий Нарышкин специально привез эту статую из Рима для украшения дворца.
Интерьер в духе хозяев и эпохи
Убранство зала выдержано в духе классицизма, для которого было характерно подражание античности, потому и интерьер зала подражает в своей конструкции древнегреческому храму, который, как и снаружи, так и внутри был окружен колоннадами. Однако пространство нашего зала, хотя и начинается с полноценных колонн, декорированных искусственным мрамором, по периметру стен обрамлено уже полуколоннами, которые, в свою очередь, вместе с живописным убранством потолка буквально имитируют архитектуру — вот таким образом удалось придать залу эффект масштабности архитектуры.
Строился бальный зал, безусловно, по желанию известной светской красавицы Марии Антоновны Нарышкиной, происходившей из польского княжеского рода. Ее муж, Дмитрий Нарышкин, один из богатейших людей России, никогда не занимал высоких государственных должностей, только придворные; коллекционировал произведения искусства, содержал самый большой в России оркестр роговой музыки; словом, вел жизнь просвещенного вельможи «времен очаковских и покоренья Крыма». И, конечно, он давал грандиозные балы!
Мария Антоновна Нарышкина была необычайно красива. Г.Р. Державин писал: «Черными очей огнями, грудью пышною своей она чувствует, вздыхает, нежная видна душа, и сама того не знает, чем всех больше хороша». Неудивительно, что император Александр I не обошел ее своим вниманием. Об их романе, который длился более 15 лет, знал весь Петербург, и эта тема даже нашла отражение в убранстве бального зала.
Гризайльный потолок
На потолке Белоколонного зала изображено появление Психеи среди олимпийских богов и сцена свадьбы Амура и Психеи. Этот сюжет является отсылкой к союз Марии Антоновны и Дмитрия Нарышкина. Но внимания заслуживает не только смысловое содержание, но и техника, в которой выполнены изображенные сцены. Кажется, что потолок декорирован лепниной, но на самом деле перед нами пример «гризайля» — особого вида росписи, который создает оптическую иллюзию объема. Гризайльный плафон выполнен в технике клеевой живописи художником Джованни Батиста Скотти.
Гризайль — это монохромная роспись градациями одного тона, имитирующая скульптурный рельеф.
При создании клеевой живописи используют растительный или животный клей в качестве основного связующего вещества красок. Техника предусматривает предварительную подготовку поверхности посредством наложения на неё клеевой основы и шлифовки до полной гладкости. Рисунок клеевыми красками наносится, как правило, до полного высыхания грунтовки, выполнение работы требует скорости, так как клеевые краски быстро высыхают и становятся непригодными для повторного использования.
Автор росписи Джованни Батиста Скотти (Иван Карлович) (1776-1830) — знаменитый итальянский мастер монументально-декоративной живописи, который выполнил для дворца в Павловске декоративные пейзажные панно, расписывал интерьеры Таврического, Елагина, Зимнего дворцов, общественных зданий (Главного Адмиралтейства, Колонного зала Горного института, Министерства иностранных дел), а также частных домов.
Точно неизвестно, почему был выбран именно этот сюжет, но, быть может, тематика запретной любви совпадала с личной историей самой семьи Нарышкиных, а именно многолетней связи императора Александра I с Марией Антоновной. А ввиду того, что о красоте графини Нарышкиной слагали легенды, можно вернуться к самому мифу и вспомнить, что, согласно сюжету, слава о красоте Психеи, дочери правителя одного из царств, прошла по всей земле, и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею, и стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Также и в Нарышкинский дворец стекались люди, чтобы полюбоваться красотой владелицы.
По периметру зала в горельефах изображены сцены из Троянского цикла (о Троянской войне): суд Париса, отбытие Елены в Трою. Эти панно появились не сразу, изначально на их месте были небольшие круглые окна. Все эти сюжеты неразрывно связаны с темой женской красоты и её разных проявлений – верности и преданности (сцены в плафоне в центре), а также тщеславия и разнообразных бед (сцены по периметру).