Задания по Обществознанию 10 класс по Москве
1. Верны ли следующие суждения?
1. Обязательные работы являются видом и уголовного, и административного наказания.
Ответ: да
2. В основе художественного познания окружающего мира — познание с помощью органов чувств.
Ответ: да
3. Существование в обществе противоположных этнонационалистических, классовых, идеологических установок способствует интеграции общества.
Ответ: нет
4. Церковь является каналом социальной мобильности.
Ответ: нет
5. Научно-технические революции обязательно приводят к смене господствующего политического устройства.
Ответ: нет
2. Рассмотрите изображения и классифицируйте их, разделив на две равные группы.
К группе 1 относится изображение А.
Группа 1:АБГЕ
Группа 2: ВДЖЕ
3. Решите логическую задачу.
Ева пригласила на день рождения пятерых подруг. Спустя несколько дней подружки стали вспоминать, в каком порядке они сидели по кругу за столом. Ева сказала: «Марина была моей соседкой справа». Марина припомнила, что справа от неё сидела София. Алиса сказала, что слева от неё сидела Полина. София заявила, что она сидела справа от Евы. Полина считала, что справа от неё сидела Злата. Злата же думала, что она сидела слева от Алисы. Две девочки неправильно вспомнили, где они сидели.
Выберите все верные суждения.
Соседками Софии были Ева и Марина.
Вспоминая порядок рассадки за столом, ошиблись Марина и София.
Справа от Златы сидела Алиса, а слева — Полина.
Справа от Полины сидела Злата.
Ева, София, Марина сидели в указанном порядке слева направо.
Одной из тех, кто ошибся, была Алиса.
Слева от Софии сидела Марина.
Слева от Алисы сидела Полина.
София сидела рядом с именинницей.
Ева правильно запомнила свою соседку справа.
4. Решите правовую задачу.
В гражданском праве существуют различные законные способы защиты своих гражданских прав. Установите соответствие между ситуациями и формами защиты гражданских прав.
в общем порядке
в специальном порядке
неюрисдикционная защита
Валера несколько лет назад приобрёл небольшой дачный домик в пригороде. После того как его дом зимой обворовали, он принял решение установить сигнализацию и заключил договор с вневедомственной охраной.
Возвращаясь с работы, Николай заходил в ближайший к его дому магазин и покупал на ужин готовый салат. В один из дней он почувствовал недомогание после ужина и был вынужден обратиться за медицинской помощью. После лечения Николай написал жалобу в Роспотребнадзор. После проведённой проверки руководство магазина получило предписание об устранении выявленных нарушений.
Вскоре после открытия в одном из районов города магазина сети «Д» стали закрываться несетевые магазины, а освободившиеся помещения брала в аренду сеть «Д». Тогда жительница района Жанна Владимировна обратилась в Федеральную антимонопольную службу с просьбой провести проверку данной сети магазинов.
Управляющая компания обратилась в суд с иском о взыскании с гражданина Г. задолженности по коммунальным услугам в размере 359 960 рублей.
Василий купил собаку и обратился в ветеринарную клинику для чипирования (нанесения клейма), так как очень боялся, что в случае, если пёс убежит, его невозможно будет идентифицировать как собаку Василия.
Квартиру Раисы стала затапливать соседка сверху. Когда Раиса поднялась на этаж выше, то увидела, как несовершеннолетний сын Ирины открывает дверь, вернувшись из школы. Раиса отодвинула ребёнка в сторону, прошла в чужую квартиру и перекрыла кран с горячей водой.
Алексей обратился в суд с иском о возмещении материального и морального ущерба, понесённого им в результате нападения собаки, которую владелец выгуливал без поводка и намордника.
5. Решите экономическую задачу.
В 2024 году было анонсировано изменение системы налогообложения доходов физических лиц. Антон Анатольевич долго и плодотворно работал и к моменту вступления нового положения в действие сумел выйти на уровень заработка в 2 570 000 рублей в год до налогообложения. Раньше он платил со всей суммы 13 процентов в качестве НДФЛ (налога на доход физических лиц). По новой системе ему предстоит платить 13 процентов от суммы в 2,4 миллиона рублей и 15 процентов от суммы, превышающей 2,4 миллиона рублей.
Какую сумму заплатит Антон Анатольевич со своего дохода по новой системе налогообложения за год?
6. Антон Анатольевич очень привык к своей размеренной жизни, поэтому планирует сохранить свой уровень заработка после выплаты налога (располагаемый доход). Для этого он будет больше работать, чтобы получать бо́льшую заработную плату. Какой должна быть ежемесячная заработная плата Антона Анатольевича (до налога) для выполнения его желания?
7. На сколько увеличатся налоговые сборы в процентах при сохранении располагаемого дохода Антона Анатольевича? Ответ округлите до целого числа.
8. Ознакомьтесь с инфографикой и выполните задание.
На основании данных инфографики соотнесите начала предложений и их окончания.
За всё время исследования доля опрошенных, ожидающих улучшения материального положения в ближайший год …
За последние 10 лет доля ожидающих ухудшения своего материального положения…
Для большей части респондентов за всё время проведения опроса…
На один из вопросов респондентам предлагалось ответить…
За четверть века доля респондентов, желающих жить лучше, чем большинство семей в городе (районе)…
…стремились выжить, пусть даже на примитивном уровне существования.
…о наличии у них сбережений.
…об уровне дохода.
…увеличилась приблизительно на 29%.
…сравнивали свой уровень жизни с уровнем жизни в других странах.
…выросла на 16 п. п.
…выросла в 4 раза.
…увеличилась почти на 10%.
…выросла более чем вдвое.
…референтной группой являются соседи.
…в свободной форме.
…практически не изменились.
…остались прежними.
…не могли оценить своё материальное положение.
9. Прочитайте текст и выполните задания.
(I) Человек уже несколько столетий живёт с двумя любопытными установками. С одной стороны, он поставил труд в качестве главного содержания жизни. А с другой — твёрдо поверил в то, что технологический прогресс непременно «освободит» его от трудностей труда. И несмотря на то, что на первый взгляд эти установки друг друга исключают — либо труд как смысл жизни, либо труд как то, что необходимо минимизировать, — на самом деле это не так. Дело в том, что отношение к труду как к чему-то самоценному, как и то, что технологии несут человеку освобождение, было бы непонятно условному человеку из Древнего мира или Средних веков. Не случайно во многих мифах — будь то библейский рассказ об изгнании человека из Рая, шумерское «Сказание об Энки и Нинмах» или древнегреческий миф о Данаидах, — мы сталкиваемся с одной и той же интуицией: труд — это проклятие.
(II) Возьмём общество аграрного типа с его рабовладельческой системой или средневековое феодальное общество, опирающееся на работу крепостных крестьян, — повсюду будет примерно одно и то же. Во-первых, отношение к труду как к неизбежному уделу, который не должен подчинять себе всю жизнь. А во-вторых, достаточно мягкое отношение к лени — как к пороку, хоть и порицаемому, но далеко не самому серьёзному, а, порой и простительному.
(III) Древние греки вообще презирали ручной труд как таковой, считая это занятие недостойным высокого призвания гражданина полиса. Достойным же содержанием жизни они считали праздность, то есть подлинный, возвышенный досуг, посвящённый политике, общению, спорту и самообразованию.
(IV) Подобное отношение к работе — как к проклятию, без которого не выжить, но к которому жизнь сводить не стоит, — воспроизводилось очень долго. Всё изменилось вместе с наступлением в Европе Нового времени. Протестантская этика, как и во многом вышедший из неё капитализм, именно трудолюбие и предприимчивость поставила на «Олимп» добродетелей. Однако само появление этой этики совпало с целым рядом других глобальных процессов, которые проложили дорогу к индустриализации и современному представлению о работе.
(V) Речь идёт о первой научной революции, запустившей процесс секуляризации; о росте городов, который подготовил появление современного бюрократического государства; о создании всё более изощрённой технологической среды, которая расширила мощь и возможности человека. Всё это наполнило новыми смыслами человеческий труд, который из тяжёлого проклятия превратился в великое призвание.
(VI) Во что превратилась лень в этих новых экономических и технологических условиях? С одной стороны — в самый страшный порок, направленный против экономики времени, лишающий человека спасения и права быть частью общества. Отныне бездельник — это прокажённый, человек, подхвативший моральный «недуг». Но распространение этой «болезни» можно предотвратить, если обеспечить правильную социальную организацию. Например, при помощи фабричного гудка, разнообразных форм контроля и учёта, системы денежных поощрений и санкций, школьного образования или тиражирования образов успеха.
(VII) C другой стороны, лень под повсеместным гнётом труда закономерно превратилась в главный предмет тайных мечтаний. Именно здесь и возникает надежда на технологии, которые позволят человеку отдаться творчеству, оставив мрачные шахты и заводы.
(VIII) Весь XIX век прошёл под знаком борьбы рабочего класса за отстаивание своего права на досуг, а вместе с тем — в утопических грёзах о скором освобождении от труда, которое принесёт человечеству технический прогресс.
(IX) В современном постиндустриальном обществе ситуация стала только хуже. В очередной раз «подвёл» технологический прогресс. Во-первых, цифровые технологии размыли былую границу между временем досуга и временем работы, что стало особенно заметно во время пандемии. Вместе с появлением интернета, социальных сетей и мессенджеров занятость стала намного более гибкой. Эти же технологии досуг превратили в работу. Теперь мы не просто отдыхаем, но при помощи фотографий и постов отчитываемся о том, куда сходили и что съели, чтобы приумножить свой социальный капитал.
(X) Во-вторых, процесс автоматизации и роботизации не только не привёл к уменьшению работы, но стал источником новых тревог. Например, по поводу своей будущей занятости. И всё потому, что процесс автоматизации совсем не направлен на то, чтобы предоставить человеку больше свободного времени. Главная цель здесь только одна — повышение производительности труда, с тем чтобы перебросить освободившееся время на новые участки работы. Отсюда — парадоксальная взаимосвязанность двух установок: труд как главное содержание жизни и вера в то, что технологии освободят человека от труда.
Какая ключевая проблема постиндустриального общества выявлена авторами текста?
Желание минимизировать труд с помощью технического прогресса с одновременным принятием труда как смысла жизни.
Повышение производительности труда для освобождения времени на новую работу.
Непринятие творческого труда как полноценного из-за отсутствия в нём тотальной полезности.
Невозможность принятия праздности как награды за труд.
Унаследованная от индустриального этапа качественная переоценка труда, которая не вписывается в рамки демократического общества.
Процесс роботизации и автоматизации влекущий повышение тревожности вместо сокращения рабочего времени.
10. Укажите номер(-а) абзаца(-ев), содержащего(-их) упоминание термина, о некоторых критериях которого упоминается в абзаце V.
11. Выберите наиболее подходящий заголовок для IX абзаца.
Делу время – потехе час
Почему человек перестал отдыхать?
Как технический прогресс вернул древнегреческое понимание труда
Технологии на страже прав рабочих
Благотворное влияние технического прогресса на возможности для досуга
12. Выберите выводы, которые можно сделать на основании приведённого текста.
Отношение к труду менялось на протяжении существования общества.
Уже в древности сложилось двойственная установка на труд.
В древних мифах и легендах труд описывается как одно из страшных наказаний человека.
Одна из задач технического прогресса не освободить человеку время для досуга, а расширить масштаб трудовой деятельности.
Современное общество стремится высвободить больше времени для инвестирования его в новую полезность.
С появлением и развитием цифровых технологий количество свободного времени у человека сократилось.
Протестантская этика привела к индустриализации.
Главная цель автоматизации и роботизации заключается в освобождении от труда.
Радикальная переоценка труда была запущена в Европе в период Средних веков.
Задания по Обществознанию 10 класс по Москве
1. Верны ли следующие утверждения?
1. В регулировании гражданских правоотношений участвуют как правовые нормы, так и обычаи.
Ответ: Да
2. Длительная зависимость детей от родителей в связи с медленным темпом биологического созревания и долгая социализация являются предпосылкой антропогенеза.
Ответ: Нет
3. Договор между фермером и агрохолдингом о покупке зерна через полгода по установленной на сегодняшний день цене является примером фьючерсного контракта.
Ответ: Да
4. По масштабу межпоколенной мобильности невозможно дать оценку уровню неравенства в обществе, а также открытости системы.
Ответ: Нет
5. Конституция Российской Федерации закрепляет две существующие в обществе формы народовластия: прямую и представительную демократию.
Ответ: Да
2. Рассмотрите изображения и классифицируйте их, разделив на две равные группы.
К группе 1 относится изображение А.
Ответ:
Группа 1 - АГД
Группа 2 - БВЕ
3. Решите логическую задачу. Крокодил Гена отправил Чебурашке посылку с апельсинами. Узнав об этом, Шапокляк из вредности отправила от имени Гены ещё 8 посылок. В некоторые из них она посадила тараканов (минимум в одну, максимум в восемь), а некоторые оставила пустыми. Чтобы запутать Чебурашку, она пронумеровала посылки и оставила на них различные надписи. Надпись на посылке с апельсинами правдива. Надписи на посылках с тараканами ложны, а на пустых посылках может быть написана как правда, так и ложь. Чебурашке необходимо найти посылку с апельсинами с первой попытки, иначе тараканы разбегутся по всему дому.
Номера и надписи на посылках были следующими:
Посылка 1. «Апельсины находятся в посылке с нечётным номером».
Посылка 2. «Эта посылка пуста».
Посылка 3. «Надпись на посылке под номером 5 истинная, или надпись на посылке под номером 7 ложная, или оба условия вместе».
Посылка 4. «Надпись на посылке под номером 1 ложная».
Посылка 5. «Надпись на посылке под номером 2 истинная или надпись на посылке под номером 4 истинная, или оба условия вместе».
Посылка 6. «Надпись под номером 3 ложная».
Посылка 7. «В посылке под номером 1 апельсинов нет».
Посылка 8. «В этой посылке тараканы, а посылка под номером 9 пустая».
Посылка 9. «В этой посылке тараканы, а надпись на посылке под номером 6 ложная».
Чебурашка не смог решить эту задачку, но почтальон Печкин помог ему, чем смог, и рассудил, где могут лежать апельсины.
Укажите посылку(-и), надпись(-и) на которой (-ых) истинны.
Ответ: 12
4. В какой(-их) посылке(-ах) могут лежать апельсины?
Ответ: 1
5. Решите правовую задачу.
Понимание об отраслях права окончательно оформилось в XX веке. До этого момента в Российском государстве иногда прибегали к систематизации, создавая свод законов. В качестве примера можно привести Судебник 1497 года. Представьте, что во времена Ивана III существовали отрасли права, и установите соответствие между приведёнными правовыми нормами из Судебника Ивана III и отраслями права.
гражданское право
административное право
уголовное право
Совершивший убийство господина, крамолу, церковную кражу или святотатство, кражу, сопровождавшуюся убийством, передачу секретных сведений или оговор невиновного, поджог города с целью предать его врагу, а также ведомый лихой человек карается смертной казнью.
Наместникам и волостелям, не имеющим права решать наиболее важные дела, а также тиунам великого князя и боярам, которым предоставлено право решать все дела, запрещается без согласования с вышестоящей инстанцией отпускать холопов и рабынь на волю и выдавать отпускные грамоты…
За выдачу правой грамоты боярином или боярским сыном, которым предоставлено право решать наиболее важные дела, а также их тиунами взыскивается пошлина за приложение печати из расчёта с рубля по 2,5 алтына, а дьякам за написание правой грамоты из расчёта с рубля по 3 деньги.
Расходы по установлению изгородей между сёлами и деревнями распределяются между владельцами поровну. Если из-за отсутствия или плохого огораживания произойдёт потрава, убытки платит тот, кто ставил изгородь. Владелец покосов, удалённых от сел и деревень, не обязан ставить изгородь; изгородь ставит владелец той пахотной земли, которая смежна с отдалёнными покосами.
Если сторона вызовет другую через пристава в суд по делам об оскорблении словом или действием или по обязательствам из договоров займа, и, если обе стороны не захотят судиться, они могут примириться, доложив об этом судье.
Отпускная грамота, выданная без утверждения её боярским или наместничьим судом, пользующимся правом решать наиболее важные дела, а также без подписи дьяка является недействительной…
Если в городе будет два наместника или в волости два волостеля, они и их тиуны взыскивают пошлины, установленные Судебником, в размере, определённом на одного наместника, волостеля или тиуна, и взысканное делят пополам.
Если кто-нибудь купит что-либо на рынке, за исключением лошади, не зная того, у кого купит, а о покупке будет известно двум или трём добрым людям, то, если при претензии на купленное с чьей-либо стороны эти люди подтвердят, что спорная вещь действительно была куплена при них на рынке, покупатель считается оправданным и освобождается от присяги.
Надлежит объявить по рынкам в Москве, во всех городах Московской и Новгородской земли и во всех волостях о запрещении истцам и ответчикам обещать судьям и приставам взятки за разбирательство дела, а свидетелям давать показания, не зная дела, повелев им говорить правду.
6. При какой цене величина спроса и величина предложения совпадают?
7. При какой цене избыток товара на данном рынке будет равен 84?
8. Благодаря популярности товара появилось ещё три точно такие же фирмы с точно такими же функциями предложения. Чему теперь равен избыток товара при сохранившейся цене из первого пункта?
9. Заполните пропуски в тексте. Обратите внимание на то, что предложенные варианты не обязательно указаны в нужном падеже и роде и среди них есть лишние.
«Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о том, каким они видят будущее своих детей. За прошедшие 30 лет отношение россиян к тому, что их дети и внуки станут похожими на них, (А).
В отличие от результатов 1992 года, половина современных россиян считает себя (Б). Данная тенденция находит своё отражение в росте таких ценностей, как (В), коллективизм и крепкая семья.
Менее трети респондентов сообщили, что (Г). Мнение о необходимости познания этого мира с разных сторон преобладает среди (Д).
За 30 лет число колеблющихся во мнении относительно рабочей занятости несовершеннолетних уменьшилось (Е). Всё больше россиян поддерживают стремление детей к самостоятельному заработку».
люди старше 60 лет
улучшилось
приоритет прав и свобод человека
дети должны познать мир таким, какой он есть
патриотизм
ухудшилось
молодёжь
в 3,5 раза
отличным от предыдущего
на 10%
осталось таким же
детей нужно оградить от негативных сторон жизни
похожим на родителей
примерно на 30%
преемственность поколений
10. . Укажите, на сколько процентов изменилась за 30 лет доля респондентов, считающих, что они похожи на своих родителей. Ответ округлите до целого числа процентов.
Прочитайте текст и выполните задания.
(I) Анализ межпоколенческой динамики — лишь один из способов изучения социальных изменений, имеющий, как и все прочие способы, свои ограничения. Вряд ли многие станут отрицать, что анализ поколенческих сдвигов становится важным по крайней мере с того момента, когда общество выходит из традиционного состояния.
(II) В 2010-е годы неакадемические структуры в силу большей гибкости и реактивности на происходящие изменения уже всерьёз заинтересовались проблемой миллениалов. С одной стороны, работодатели озабочены тем, как привлечь и удержать представителей нового молодого поколения и повысить их лояльность организации. С другой стороны, коммерческие структуры пытаются лучше понять молодых людей, чтобы побудить их активнее покупать всё новые и новые товары и услуги. Наконец, с третьей стороны, политические организации пытаются понять, как вовлечь молодых взрослых в политическую и гражданскую активность или, наоборот, всячески предотвращать эту активность.
(III) Реализовывались также многочисленные проекты по исследованию молодёжи, понимаемой скорее как возрастная группа, и без сравнительного анализа с предшествующими поколениями. При всей значимости подобных проектов продуктивнее в качестве единицы анализа брать не возрастные когорты, а поколения, проходящие через сходный жизненный цикл, и сравнивать их между собой.
(IV) Возраст является исходной, но не достаточной характеристикой поколения в социологическом смысле. Если мы хотим рассматривать поколения не как сугубо статистические, а как социальные группы, мы должны дополнить демографический подход историко-культурным, где под поколением понимается не просто возрастная когорта, но в первую очередь группа людей, совместно переживших какие-то важные исторические события и в силу этого демонстрирующих общность восприятий и практик поведения. Когортный же анализ при этом сохраняет своё значение, но используется для более детального и дифференцированного анализа социальной динамики, подразумевая, что каждое поколение может включать несколько возрастных когорт.
(V) Социологический анализ проблемы поколений начинается со ссылок на Карла Мангейма, который считал, что феномен поколений представляет собой один из основных генетических факторов динамики исторического развития. В исходной точке «поколение» как социальный феномен представляет собой «особый тип тождественности местонахождения», определяемый единством возраста. Но, по мнению Мангейма, поколение определяется не проживанием в одном хронологическом периоде как таковом, а проживанием одних и тех же событий, которые существенным образом влияют на жизнь человека.
(VI) Сопереживание этих событий приводит к тому, что Мангейм определяет как «усвоение формообразующих принципов интерпретации новых впечатлений и событий, отвечающих предустановленному группой шаблону». Заметим попутно, что по сути это близко понятию «габитуса» Пьера Бурдьё.
(VII) С определёнными упрощениями исходная теоретическая схема, построенная на подходе Мангейма, может быть представлена в следующем виде. Поколение, принадлежащее к одной возрастной группе, в один и тот же исторический период переживает аналогичные значимые события. Эти события формируют важную часть условий взросления и социализации данного поколения, отпечатываясь в его исторической памяти. В свою очередь, эти условия конституируют специфические способы восприятия и практики поведения, которые отличают данное поколение от предшественников и последователей.
(VIII) Следует оговориться, что данная схема, при всей кажущейся простоте, порождает немало сложных вопросов. Во-первых, возникает вопрос о том, какие события следует считать значимыми. Как минимум такое событие должно быть общеизвестным, а кроме того, ещё и восприниматься как значимое критической массой представителей данного поколения.
(IX) Во-вторых, не вполне ясно, как определять длину поколения, которое пережило некие значимые события. Простая фиксация значимого исторического момента не помогает нам в определении границ поколения, для которого это событие стало формативным. Это означает, что речь должна идти не просто о фильтрации отдельных событий. Следует выделять некоторую совокупность связанных событий, а по сути определённый период, в который эти события произошли и который можно операциональным образом отделить от других периодов.
(X) В-третьих, если поколение как крупная возрастная когорта стало свидетелем определённых значимых событий, означает ли это сходные условия взросления для всего этого поколения, которое с неизбежностью неоднородно по множеству социальных параметров? Ведь в нём есть группы материально обеспеченных и бедных, высокообразованных и необразованных, принадлежащих к титульным этносам и этническим меньшинствам, живущих в крупных городах и отдалённых селах. И кроме общезначимых событий, на условия их взросления влияли также другие, множественные и весьма разнородные факторы, влияние которых не так уж просто оценить. Это ставит и более общий вопрос о том, в какой степени, с точки зрения излагаемой теоретической схемы, мы вообще можем говорить о единых поколениях.
(XI) Наконец, в-четвёртых, даже если предположить, что условия взросления того или иного поколения были сходными, в какой мере из этого следует сходство восприятий, а вслед за этим — сходство поведенческих практик? Ясно, что подобный вопрос должен проверяться эмпирически, но и на уровне теоретических объяснений он не столь очевиден.
(XII) Как и любая другая теоретическая схема достаточно общего характера, социологическая концепция поколений содержит немало условностей, о которых мы вынуждены помнить при формулировании любого рода выводов.
11. Какое из приведённых ниже суждений в полной мере отражает понятие «поколение» в рамках логики К. Мангейма?
Социальные структуры, которые формируют идеалы, символы эпохи, образцы поведения людей, включённых в данную структуру.
Общность членов некоторого общества по времени рождения.
Интегрированная группа современников, существующая как результат общего социального опыта, переживания определённого периода жизненного цикла цивилизации.
Объективно сложившаяся социально-демографическая общность людей, объединённых границами возраста и общими условиями формирования и функционирования.
Реальная социальная группа, объединённая сходным опытом и общей конфигурацией жизненного пути.
Потомство супружеской пары по степеням родства.
12. Укажите номер абзаца, в котором употребляется термин, обозначающий восприятие произошедших в масштабе мира, страны или большой общности событий как собственных, побуждающих человека поступать тем или иным образом.
13. Есть люди, которые точно знают, что, если они захотят повесить шляпу на вешалку, вешалка окажется в нужном месте. Есть люди, которые уверены, что если они попробуют бросить шляпу на вешалку, то они в лучшем случае промахнутся мимо вешалки, а в худшем случае смахнут саму вешалку. Есть те, которые действуют чуть-чуть увереннее, но знают, что нужно примериться, отмерить свои движения, иначе всё может закончиться конфузом. То есть люди по-разному ощущают себя и своё место в обществе.
Укажите номер абзаца, содержащий термин, иллюстрацией которого может послужить данная ситуация. Примечание: данный термин был введен в социологию во второй половине XX века.
14. Выберите суждения, содержащие приводимые автором проблемы использования при социологическом анализе феномена поколений, введённого К. Мангеймом.
неоднородность общества
наличие «неконтактных» народов, ведущих традиционный образ жизни
оценка значимости исторических событий
отсутствие сравнительного анализа с предыдущими поколениями
каждое поколение может включать несколько возрастных когорт
определение границ поколения, пережившего определённое историческое событие
сравнение в настоящем или прошлом
15. Выберите выводы, которые можно сделать на основании приведённого текста.
Необходимость быстрее отвечать на внешние вызовы подтолкнула практические структуры заняться социологическими исследованиями.
Поколение должно обладать идентичными условиями взросления для объединения их в одну общность.
Различие групп по социально значимым признакам затрудняет межпоколенческий анализ.
Проводимые проекты по исследованию молодёжи, по мнению автора, непродуктивны.
Автор полностью разделяет взгляды К. Мангейма на понимание термина «поколение».
Из-за общего характера теоретическая схема, построенная на подходе Карла Мангейма, имеет большое количество условий.
Условием взросления и социализации поколений является запечатление события в исторической памяти.
Наличие разных социальных факторов является препятствием для объединения людей в единую поколенческую общность.