Небольшая справка об Rocky Rabbit и X Empire
Rocky Rabbit и X Empire — это игры-тапалки в телеграме вроде Hamster Kombat, которые обещает раздать свои монеты игрокам. Но есть один ньюанс: вы не сможете получить “дроп” за игру абсолютно бесплатно, не вкладывая своих денег. Для получения монет перед листингом нужно будет сделать безвозвратную транзакцию в сети тон стоимостью в 3$ по сегодняшнему курсу.
Изначально Rocky Rabbit не анонсировал, что для получения дропа нужно будет совершить транзакцию. Но потом в приложении добавили условия, необходимые для получения airdrop’а, и люди сразу же начали обсуждать, не скам ли это.
Почему тапалки в телеграме стали популярными?
Ответ очень прост: за это обещают дать денег. Люди всегда тянутся к халяве, и большинство компаний предлагают вам что либо бесплатно, чтобы купить вас как клиента. Например: “купите 2 по цене одного”, или “участвуйте в акции, соберите 5 крышек от кока-колы, получите бесплатную игрушку”. В казино и крипто-биржах это работает похожим образом: внесите депозит, и получите 100% бонуса. Людям нравится халява и бонусы, и с этим ничего не сделаешь. Иногда рекламодателям приходится платить на старте значительно больше, чем им хотелось бы (на раздачу халявы), в рассчете на то, что в будущем это окупится. Иногда это окупается, а иногда нет. Но для рекламодателя, как правило, это копейки. Он может себе позволить одну или несколько провальных акций, на которых он не заработает.
Вторая причина: максимальная простота. Раздачи в мире криптовалют существуют давно, в этом плане Телеграм и Дуров не первопроходцы. Просто в телеграме это получилось гораздо проще для конечного потребителя и легче. А самое главное: основные требования для выдачи монет очень просты и понятны пользователю. Вам не нужно делать сложных действий, вкладывать деньги, проводить транзакции в разных сетях и заниматься прочими неприятными вещами. Просто кликаете по хомяку и получаете деньги.
Зачем это рекламодателю?
Очевидно, что крипто-рынок даже сейчас не развит на максимум. Я говорю про количество участников крипто-экономики, а не про цену биткоина (с моей точки зрения, в плане цены, мы как раз находимся в начале “медвежьего” рынка, то есть цена как раз будет падать). Хотя телеграм уже привел кучу зеленых новичков, тон-энтузиастов, однако большинство жителей мира все еще никогда не пользовались криптовалютами. Если вы пройдетесь по улицам, спросите людей разных возрастов, пользовались ли они криптовалютами, то большинство из них никогда этим не занимались. Они, конечно, знают о криптовалютах. Но в их жизни криптовалюты никогда не присутствовали.
Помните, как в 2016–2017 годах многие люди называли криптовалюты пирамидой? Конечно, криптовалюты не являются пирамидой, но отчасти они были тоже правы: рост криптовалют, как бы вам не хотелось, в конечном счете зависит от количества участников, готовых покупать. И если старые участники уже “при крипте”, то откуда взяться росту? Конечно, от новых игроков. А новых игроков просто нет сейчас — и мало кто это понимает. Вы уже купили тон, все, ему некуда расти, пока не придет “новое мясо”. Звучит грубо? Так и есть, но это правда, которую, к сожалению, многие не понимают.
Так вот эти самые рекламодатели вынуждены платить деньги за клиентов своим партнерам по траффику. Приводите клиента — получаете 50–100$. Конечно не за “мертвого”, а с депозитом. Но иногда количество денег может быть даже значительно больше. И весь этот траффик распределен по всем биржам. Они вынуждены между собой конкурировать, дополнительно оплачивая бонусы новым пользователям, участвуя в этой гонке бонусов между биржами. Так что они платят не только аффилейтам (партнерам по траффику), но и еще самому пользователю в бонусах, получается, конечный потребитель для них может стоить сотни долларов.
Вопрос: хотят ли крипто-биржи платить много денег за клиента? Конечно нет. А рынок требует еще больших вложений из-за конкуренции и сложности в создании новых клиентов, ранее не участвовавших в “крипто-делах”. А старого пользователя попробуй еще замани: он уже либо выбрал свою любимую биржу, либо очень неохотно готов регистрироваться в новых продуктах.
Хотят ли крипто-биржи получать новых клиентов, расширяя рынок? Конечно да. И они вынуждены, потому что иначе (без этой бесконечной гонки к развитию рынка) рынок схлопнется и они, как конечные выгодополучатели, перестанут зарабатывать свои миллиарды долларов. Для них даже не столько важна цена криптовалют, сколько рост количества участников, так как прибыль они получают с комиссий от сделок. Все те, кто уже торгуют и участвуют в крипто-экономике — вкладывают и так максимально возможное количество денег, которое у них есть.
И тут на помощь приходит решение в виде простых игр в телеграме. У большинства уже есть аккаунт в телеграме. Не нужно переходить на какие-то сайты, от пользователя требуется минимум действий: зашел в бота и кликнул запустить — все, ты в игре. Для Дурова это дополнительный траффик в виде новых пользователей и популяризация TON.
Для бирж это новые пользователи, которые так или иначе (часть из них) останутся. И даже не важно, будут ли эти игры в большинстве своем успешные, с точки зрения пользователя. Главное, чтобы были клиенты. Ведь никому ничего и не обещают. Какие-то проекты стрельнут. Все будут ориентироваться на них. Но большинство проектов, конечно, не будет раздавать большие деньги. Исключительно единицы. А биржи готовы поучаствовать в любом “движе”, лишь бы вы пришли на их биржу.
Как работает экономика тапалок в телеграме?
Для начала определим, откуда берутся деньги, и почему это работает. Самое первое — вам не дают доллары. Вам дают токены. Завтра этот токен может стоить хоть 0, хоть 1000$, все зависит от участников рынка. Как будут торговать люди им, такая цена и будет. Конечно, они, в теории, должны обеспечить ликвидность для рынка, чтобы он не обрушился за секунду. Но и это не значит, что они готовы обеспечить все токены и выкупить их у вас. Они просто готовы поддерживать свою монету на том уровне, когда рынок не обвалится за день, но не будут препятствовать, если рынок захочет уйти на дно.
Они могут даже пропампить (повысить курс) в моменте цену монеты, чтобы слить свои монеты, и заработать на этом. Дальше рынок уже может жить своей жизнью. Суть в том, что эти монеты, в конечном итоге, ничем не обеспечены и их стоимость определяется рынком, а тот кто их создает, получает их бесплатно. Главное же там — привлечь пользователей. Как и везде, главное не продукт, а пользователи.
Во-вторых, они получают деньги от рекламы. Рекламодатели готовы платить за внедрение рекламы в их приложение, чтобы люди перешли в другой телеграм канал, подписались на него, посмотрели видео на ютубе или посетили сайт. Конечно, хотя реклама такая обходится дешевле рекламодателям, но и создатели приложений не жалуются, тоже гребут деньги лопатой, за счет огромных величин таких проектов. У них буквально миллионы пользователей, так что оплатой их не обижают. Они получают готовые проекты, которые в будущем могут их кормить за счет рекламы.
Третье — это то, что разработчики получают процент от всех выпущенных монет бесплатно, потому что они разработчики. Так работает любой проект. Потом эти монеты, когда они захотят, могут продать.
Четвертое — собрать денег с безвозвратных транзакций. Это новый прикол, который придумали приложения в телеграме, и расскажу про него чуть позже.
Так что для разработчиков это еще выгоднее, чем для пользователей.
Новшество в виде транзакции в 0.5 TON (3$) в тапалках
Если большинство приложений обещает раздать монеты бесплатно, то в Rocky Rabbit и X Empire вам обещают раздать монеты только в том случае, если вы бесплатно пришлете им 3$. И для многих пользователей это выглядит подозрительно. Но ведь проект (Rocky Rabbit) уже торгуется на пре-маркете крупных бирж.
Почему они так сделали? ̶ В̶о̶з̶м̶о̶ж̶н̶о̶ ̶э̶т̶о̶ ̶с̶к̶а̶м̶.̶ Возможно потому, что большое количество участников создает трудности для поддержания монеты на плаву, чтобы ее не продали в первые же дни. Одно дело, когда у вас много денег для поддержания курса и хорошо слаженная команда, как у Notcoin, и совершенно другое, когда у вас просто нет денег для удержания курса.
Кроме того, если игроки надеются на хороший дроп, то получить они его смогут только в том случае, если разработчикам получится сократить число получателей бесплатных монет. Либо придется распределять их так, чтобы большинство получило очень небольшое количество монет. То есть в любом случае, при 25 миллионах пользователях в Rocky Rabbit, им либо пришлось половину людей хотя бы урезать по выплатам (ботов, мульти-аккаунты, слабо-прокаченные аккаунты и т.д.), либо вводить новое правило (что они и сделали), которое обязует для участия в дропе провести небольшую транзакцию.
Почему 0.5? Скорее всего максимально возможная сумма, просчитанная экономически, которую готовы внести наибольшее количество игроков из 25 миллионов, принося разработчикам наибольшую прибыль.
Какой это принесло результат? Как я и предполагал на основании данных от Кэтизен (у них из 25 миллионов игроков было 500 тысяч донатеров), количество игроков, сделавших транзакцию в 3$ не будет сильно выше, чем 500,000 человек. Так оно и произошло: я проверил их адрес крипто-кошелька, куда приходят пополнения, и там оказалось около 440 тысяч транзакций. То есть дроп будет распределяться не между 25 миллионами, а между 440 тысячами. И это может гарантировать среднему игроку хорошую выплату.
Какие это результаты может принести?
С одной стороны: решение гениальное. Пусть они не только играют, но и экономическую пользу приносят, сразу отметаем ботов, накрутчиков. Да, будут мульти-аккаунты, все равно. Но уже поменьше. И не так сильно влиять будут на экономику проекта. Сами посудите: у проекта 21 триллион монет. 50% отдадут игрокам. Это 10.5 триллионов. Если делить на 25 миллионов игроков, то средний дроп получится 840,000 монет на человека (~4$ по пре-маркету). А если делить на 440 тысяч человек, то средний игрок получит 47,727,272 монет или 238$ по пре-маркету. Разница сразу ощущается.
А для прокачанных в игре игроков, возможно и больше, но на мой взгляд, если ввели требование сделать транзакцию, значит это и будет основным критерием, а уровень прокачки не будет сильно влиять. Просто кто-то, возможно, получит долларов 100, а кто-то 300, возможно будут крупные рефоводы, которые получат сильно больше, но игровой процесс может не сильно влиять. А разработчики дополнительно получили около 1.3 миллиона долларов, совершенно бесплатно.
Если с дропом определились, это влияет положительно. То что относительно цены? С одной стороны, если количество слабых рук на рынке уменьшается (меньше халявщиков, которые получат хотя бы что-то и будут способны давить на рынок), то с другой стороны, у нас появляется совершенно новая проблема: хоть и бесплатно монеты раздадут не миллионам, но все же сотням тысячам, а их средний дроп теперь будет значительно больше. И для них это вложение 0.5 тон может расцениваться как своеобразная инвестиция (что, по сути, в некотором роде и является инвестицией). Значит будут ожидания.
И если они со старта с 3 долларов получат по 50–100–200 долларов, то это будет для большинства отличная прибыль, которую они не задумываясь зафиксируют. Это же минимум в 16 раз больше вложенной суммы! А то и во все 30, или даже 60. Ну кто устоит перед такой прибылью?
А теперь представьте, что все эти сотни тысяч, или хотя бы часть из них, сразу же фиксируют свою прибыль. И каждый сильно влияет на рынок! Это не 1 доллар, не 10, и даже скорее всего не 50. И многие из них абсолютные новички в дропах, а надежд особых на проект не имеют. Главное — получить деньги. И это правильно. Но вот влияние на цену это может оказать катастрофическое. Как минимум десятки тысяч игроков могут сразу же отправить эти деньги в биржевой стакан, а то и сотни тысяч, и кто будет откупать эти миллионы долларов у новой монеты? Понятно, что никто. Тогда монета может укатиться на самое дно, значительно ниже, чем она торговалась на старте торгов на пре-маркете, и значительно ниже текущей цены. Так что я предполагаю, что этот фактор может сыграть против проекта, как в первом, так и втором случае (с X Empire). И 70–90% от текущих значений не покажется чем-то невероятным.
Я бы не хотел рекомендовать вам эти проекты, потому что все еще они могут оказаться скамом. Но, тем не менее, заходя в Rocky Rabbit (остался всего 1 день чтобы совершить транзакцию, а 21 будет дроп), вы не можете потерять больше 3 долларов. Рискуете 3 долларами, с возможностью получить 50–200 долларов. Если попробуете, не обеднеете.
Ссылка на Rocky Rabbit — РЕГИСТРАЦИЯ
Ссылка на X Empire — РЕГИСТРАЦИЯ
Подпишитесь на мой телеграм канал, там больше информации о тапалках — @daddydrop