Найти тему
Хроники СССР

Колхоз «Заветы Ильича» стал рентабельным хозяйством - подряд семьи Лузиных (1986 год)

Не совсем понимаю, за что нам такая честь. Мы люди обыкновенные, не слишком ученые. Есть, наверное, пограмотнее и покрепче нас семьи на подряде.

Вообще-то считаю, какую семейную бригаду, ферму или, как у нас, звено ни возьми - общее всегда найдется. И прежде всего начало, та причина, по которой семья вдруг за подряд взялась.

Заработки, думаете?

Понятно, что лишний рубль в доме всегда сгодится. Однако не это главное.

Крестьянину, ежели он по-настоящему земледел, от земли, как говорится, не по душе работа абы как. Это ему нож острый. Не сочтите за похвальбу, но нам с Лидой, особенно как постарше стали, пятерых ребятишек завели, невмоготу видеть расхлябанность и разгильдяйство. А этого многовато развелось везде. Иной раз руки опускаются.

Думаешь, чего я-то надрываюсь, когда другие вразвалочку норовят?

Вот бы за свою работу самому и отвечать. Сразу бы видно было, что ты за работник, чего стоишь. А семейный подряд эту возможность каждому предоставляет. - И. ЛУЗИН.

Л. ЛУЗИНА. Да, Иван точно сказал - бездельникам и крикунам на подряде сразу крышка. Это в коллективе за спиной других да за счет других им прятаться легко. А тут все на виду, сам себя не обманешь.

Посмотрите, кто в колхозе на семейном подряде. Шохины, Боднеры, Рассоловы это же самые работящие, самостоятельные люди. Их и в колхозе погонять не надо было.

Больше ли стало работы?

А это как посмотреть.

Мы с Ваней до подряда тоже на молодняка работали. Была у нас на троих группа - шестьдесят восемь голов. Так с ними крутились мы от зари до зари, я по дому ничего делать не успевала , а показатели у нас были не шибко высокие. Зато падеж ого-го: каждого третьего теленка не могли уберечь. Нынче мы выхаживаем сто восемьдесят голов - почти вдвое больше, а сохранность поголовья 99 процентов. И привесы выше колхозных на 106 граммов.

Понятно, для этого повертеться надо всерьез. Но вот ведь что удивительно - я теперь и дома все успеваю, и на детишек времени стало побольше.

В чем тут секрет?

Да в семье он и прятался - все друг другу помогают.

Легко ведь договориться, когда любишь, жалеешь, бережешь друг друга, разумно и справедливо распределять обязанности.

А дети, замечаю , веселее стали - мать с отцом всегда рядом.

И. ЛУЗИН. По договору с правлением у нас так предусмотрено: колхоз выделил звену ферму с механизацией - транспортер, автопоилка, грейфер для погрузки силоса, выдал спецодежду, продает корма.

Есть и другая «механизация» три лошади с телегой. Про «механизацию» я без всякого ехидства говорю, без этого транспорта нам никак нельзя.

А наша обязанность - всем этим разумно распорядиться. Вроде получается. Подсчитано, что у нас производительность труда вдвое выше, чем в колхозе. Зарплата соответственно тоже.

Устраивает нас это?

Вчера бы сказал уверенно - вполне. Сегодня вижу - можно делать больше.

Нас сейчас корма сдерживают - не хватает их, и качество не ахти. А вот если бы самим заготавливать с избытком, так, чтобы подольше держать бычков на привязи, не выгонять их на летние пастбища раньше времени, можно резко увеличить привесы.

А мы выгоняем: кормить-то уже к весне нечем!

Сами судите: наши зимние привесы 1050 граммов. Летние - 350. Мы уж прикинули - самим нам с кормопроизводством не совладать.

Надо объединиться с кем-то, кооператив создавать. Заманчиво, да, если честно, боязно пока. Председатель наш, Алексей Наумович Жогликов, подбадривает, помочь обещает.

Л. ЛУЗИНА. Считать нам теперь много приходится, а это дело непростое. Знаний экономики явно не хватает. Иван мой иногда острит: какая там, мол, экономика, когда я еще в детстве школьный учебник арифметики с братом на курево извел. Правда, колхоз и тут берется помогать. Для всех работающих на подряде обещали экономическую учебу организовать.

Что еще нас беспокоит?

Да многое. Отпуск, например.

Хоть Иван у меня считает, что летом у нас жизнь, как на даче, работаем мы пока круглый год. А хочется куда-нибудь съездить, да еще всем вместе, с ребятами.

Да что там отпуск, иной раз на день- другой отлучиться надо, а кто заменит?

В соседнем селе был такой случай. В семье (она тоже на подряде работает) радость: дочь замуж выходит. Свадьба в городе, надо ехать. Так бедные родители всю деревню обегали, просили, деньги предлагали, чтобы коров подоили, пока они в отлучке будут. Никто не согласился. И еще злорадно так говорили: мол, взялись вкалывать - на себя и рассчитывайте, мы тут ни при чем. Так свадьба без них и отгуляла.

И. ЛУЗИН. Честно говоря, отношение к тем, кто на подряде, разное.

Кое- кому наша самостоятельность и достаток хуже горькой редьки. И Лидин пример о том говорит, да и сами мы не раз сталкивались с явным недоброжелательством, слышали за спиной ядовитое: «кулаки», «куркули».

И ведь больше всего злобствуют самые ленивые и неумехи.

Видят ведь, понимают, что арендный подряд, хоть они бегут от него, уже сейчас им пользу приносит.

Каким образом?

Да очень просто.

В том, что сегодня колхоз «Заветы Ильича» стал рентабельным хозяйством, - заслуга подряда. А с прибыли строительство пошло дороги, жилье, магазины. То, что благоустроеннее стали наши деревни.

Разве их жизнь не улучшило?

Еще как.

Взять хоть нашу Виноградовку. Ведь ее бесперспективной считали. А нынче там сто тридцать восемь жителей.

В общем, будь моя воля, я бы клич бросил: «А ну, мужики, все подряд - на подряд!». Кроме бездельников, конечно... Уверен, так и будет.

- Забот прибавилось?

А что в том плохого?

Крутимся, устаем, но все успеваем. При деле все: и папа с мамой, и ребятишки. С заботами в дом достаток пришел. И колхозу польза немалая.

В 1986 году в Омской области было 51 семейное звено. В 1987-м - уже 190, всего 490 человек, из них трое - Лузины.