Воистину деньги становятся проклятием, когда в дело распределения благ вмешивается тема справедливости дележа. Этой теме посвящены самые кровавые страницы пиратских романов, перевернув которые мы увидим только гору трупов, превращенных в указатели на карте зарытых сокровищ. Про это писал знаток темной стороны души Джек Лондон, рисуя людей, убежденных в своем праве утаить от ближнего часть положенной доли золота или спасительных лекарств. Тема проклятых денег всплывает почти всегда, когда верные «не разлей водой» друзья начинают строить совместный бизнес, когда поклявшаяся в любви до гроба супружеская пара затевает «тихий», цивилизованный развод, когда любящие братья и сестры делят наследство почивших родителей…
Шестерки в Таро, как и шестой Старший Аркан Влюбленные, весьма обманчивы, двойственны, противоречивы и более глубоки, чем кажется на первый взгляд. Нумерологически Шестерка восстанавливает гармонию, нарушенную в Пятерке. Но за счет чего? Действительно ли младшие числовые арканы этого уровня демонстрируют нам устойчивое равновесие? В Шестерке Посохов[1] мы наблюдаем триумфальное шествие, и кажется, что успех триумфатора заслужен и оправдан, ведь, как мы знаем с малых лет, «добро всегда побеждает зло». Но, быть может, триумфатор выступает «добром» только потому, что за ним победа? Долго ли это «добро» будет у власти, пока его не объявит «злом» новый триумфатор? Шестерка Мечей – путь к безопасности, к другому берегу, на котором ждет лучшая доля. Но уже сейчас понятно, что она ждет того, кто удобно устроился в лодке, а не гребца, усилием которого лодка движется в лучшее будущее. Как это сплошь и рядом происходит в семьях и рабочих коллективах, «все в одной лодке» и вроде бы разделяют общую судьбу, но на деле «разгребают» и «огребают» одни, а другие проявляются только в моменты, когда судьба выруливает на белую линию. Шестерка Кубков – такая милая, исполненная нежности и самых добрых чувств, но откуда на этой карте взялся стражник с оружием, за спиной у которого происходит свидание детей и передача букета в вазе? Какова была бы реакция стражника, если бы он стал свидетелем этой сцены?
Много вопросов и предположений возникает и по поводу Шестерки Пентаклей, в которой доминирует сквозная тема Шестерок – тема дарования и обретения благ. Карта открывает целый мир ситуаций, в которых одни люди дают другим деньги и их материальные эквиваленты, а другие или третьи люди находят это неприемлемым, неуместным, несправедливым, недостаточным или избыточным.
Каждый человек, как правило, считает, что знает рецепт «распределительной справедливости» – как нужно делить материальные блага или какова должна быть посланная свыше доля этих благ. Думается, и читатель уверен, что если бы ему дали апельсин из известной детской считалки, он бы легко его разделил правильно. Но любые алгоритмы «правильного» раздела на практике выявляют свое несовершенство.
Чего проще – можно разделить апельсин поровну, каждому по дольке! Отличное решение, но вряд ли его можно назвать универсальным. Даже в считалке равенство животных вроде бы есть, но оно очень условно. Если каждому котенку давать по дольке, конечно же, не хватит остальным. Поэтому котят объединили в одну условную единицу дележа, как и утят, чтобы котятам не было обидно, а волка-грабителя, который отнимет весь апельсин, вообще проигнорировали. Трудно осудить животных, но где же тут равенство? И это только очевидные проблемы. Бобер наверняка не наестся своей долькой, у стрижа вообще может быть аллергия на цитрусовые… Так и с людьми – мы боремся за права определенных социальных групп, доказывая, что они равны другим, а потом оказывается, что они «не тянут» обязанности и нуждаются в особых условиях. Родители делят в семье огромный торт «на всех поровну», но маленькие дети получают диатез и больные животики от переедания сладкого и плачут. Благие намерения Влюбленных приводят к Дьяволу…
Ну что же, давайте поделим иначе? Например, по статусу или по заслугам. Стриж увидел апельсин, который лежал рядом с корзинкой, брошенной в порыве страсти влюбленными, устроившими пикник в лесу. Еж перенес апельсин на иголках в безопасное место. Утята и котята стояли на стреме. Бобер разгрыз кожуру. Очевидно, что утята и котята вложили в проект меньше всего усилий; они заслужили пару долек, не больше, а другие подельники должны разделить остаток. Так было и в патриархальных семьях в далеком прошлом: сначала поест мужчина-кормилец, а потом за стол приглашаются дети. «Милота» не играла роли, «котята» не имели никакого шанса очаровать окружающих и получить лучший кусок.
Разделили справедливо? Сложно сказать, ведь заслуги не просто измерить одной меркой. Среди утят были откровенные халтурщики, которые крякали, рискуя сорвать ограбление. Еж вообще нес апельсин совсем немного, а потом фрукт катился под уклон сам. А вот бедняга-бобер возился с кожурой целый час и теперь у него болят зубы. Кто-то больше старался, кто-то больше сделал, кто-то больше страдал, кто-то жертвовал бОльшим. Не забудем про волка, который в это время строил для всех зверей Теремок. Зверство, а не справедливость, – исключить его из дележа, если волк не имел к апельсину никакого отношения, но занимался другим общественно полезным делом. Вспомним кстати и про ужа, которого влюбленные вчера завязали ради шутки узлом. Неужели он должен остаться голодным, если он член «апельсиновой банды», но временно «с ограниченными возможностями»?
Вот мы и приблизились еще к одному принципу разделения благ – «по потребностям». Но и с этим алгоритмом тоже все не однозначно. Как и в чем измерять эти потребности, а главное – как эти потребности осознать, не ошибившись? Хрестоматийной в этом смысле является история с детскими домами: некоторые из них на праздники заваливают сладким и игрушками в явно большем объеме, чем нужно. Согласно Интернет-статистике, за время новогодних праздников ребенок из детского дома посещает в среднем 17 елок и мероприятий и получает 19 подарков (в Московской области – 25). Как эти периоды сверхизобилия меняют жизнь и сознание маленьких людей с хромой судьбой, живущих в очень жестких условиях? Опытные волонтеры считают, что самым негативным образом. Факт дарения в Кубковом плане совершенно обесценивается. Подарки становятся способом продемонстрировать превосходство, рождают нездоровые настроения, а иногда провоцируют факты агрессии и вымогательства. Многие из вещей будут проданы или обменены на сигареты и пиво. Дар становится проклятием…
Благотворительность как тема лучше всего демонстрирует неоднозначность, нюансовость Справедливости, когда она переходит из Старшего Аркана, из Абсолютного Принципа, в Младший Аркан, в плоскость жизненных историй, когда весы справедливости оказываются в руках обычных людей. Возможно, сюжет Шестерки Пентаклей даст нам ключ к пониманию правильного алгоритма, по поводу которого философы и социологи не пришли до сих пор к согласию? Похоже, что у главного героя сюжета этот алгоритм есть. Он сделал осознанный выбор – весы в его руках качнулись в сторону одного из нищих. Именно ему милостивый господин щедро насыпал в протянутые руки пентаклей, оставив второго нищего ни с чем.
Почему герой выбрал одного нищего? Почему не разделил монеты поровну или каким-то другим способом? Почему он полностью отверг мольбы одного из бедняг? Что легло на чашу весов, какое соображение, аргумент? Деталь, которая может пролить свет на вопрос, – визуальный элемент на одежде обделенного нищего, похожий на прореху, дырку в платье. Такой прорехи нет у нищего, который получил милостыню; напротив, его платье зашито, на нем видна решетчатая заплатка. Выходит, что монеты, брошенные нищему с прорехой в одежде, пропали бы впустую. В то время как монеты, брошенные нищему с заплаткой, по крайней мере, какое-то время будут сохранены. Пентакли-семена, брошенные в подготовленную почву, потенциально могут дать всходы.
Принцип Справедливости проявлен здесь очевидно, но нюансово. Справедливым видится не помощь из принципа причинности (ему надо, он нуждается, он достоин или заслужил), а помощь по принципу целеполагания (он воспользуется пентаклями лучше другого). Герой сюжета помогает тому, кто способен изменить свое положение. Думается, это можно воспринимать в широком смысле: пентакли должны прийти к тому, кто действительно сможет ими воспользоваться в том виде, в котором они смогут принести толк. Например, в случае с помощью детям в детских домах полезнее будет спонсирование специальных проектов, направленных на социальную адаптацию детей, подготовку их к взрослой и самостоятельной жизни, на развитие навыков, которые позволят им встать на ноги и войти в те счастливые 10% выпускников специальных учреждений, что окажутся за пределами суицида, наркомании и криминала. Это не только полезнее – это просто необходимо, причем всем нам, всему нашему обществу, потому что криминал, наркомания и суицид – наши общие проблемы, а не только проблемы этих детей.
Сюжет Шестерки Пентаклей можно назвать близким к философии распределения благ, постулаты которой разработаны Джоном Ролзом. Теорию распределительной справедливости этого мыслителя ХХ века часто называют наиболее совершенной на сегодняшний день. Джон Ролз допускает неравное распределение благ, если это выгодно обществу и помогает его развитию. Хотя, безусловно, контекст карты шире такого взгляда. Еще одна маленькая деталь на карте выводит нас на метафизику ситуаций, связанных с подаянием.
За прорехой обделенного нищего виднеется платье того же темно-красного цвета, что и платье благотворителя. Позволим себе трактовать это как указание на некую общность их положения или потенциала. Тот, кто лишен милостыни, может оказаться не просто не способным адекватно ею воспользоваться, потому что потеряет деньги, но и не заслуживающим ее, а лучше сказать, не соответствующим ситуации. Как часто бывает, когда здоровые, сильные, умные, талантливые люди, у которых есть на самом деле ресурс, способные действовать и двигать мир вперед, отказываются это делать, потому что проще жить на подаяние, прикрывшись личиной убогого, обделенного, несчастного. Нет, они далеко не всегда осознают свои манипуляции, свою паразитарность. Они, в большинстве своем, искренне считают себя несправедливо обделенными, обиженными, винят общество, государство, другие государства, политиков, чиновников, бизнес, происхождение и находят еще тысячу причин оставаться в коконе нищеты, вместо того чтобы выйти из зоны комфорта и попытаться что-то сделать с собственной жизнью.
Получится ли у таких людей изменить жизнь, если они осознают свое положение и решатся на изменения? Шестерка говорит – да. Помощь придет. То, что заплатка на платье нищего видна читателю, может говорить о том, что она не была видна главному герою сюжета Аркана. С чего автор статьи взял, что герой сюжета не подал второму нищему просто потому, например, что он похож на его заблудшего брата? На метафизическом уровне мы видим Высшее Соответствие, которое управляет сюжетом. Тот, кому деньги не впрок, сидит без денег. Тот, кому деньги могут помочь, получает их. «Свое не уйдет, чужое не удержишь», – говорит о таком системном понимании Высшего Соответствия народная мудрость. У каждого из нас – своя «доля-судьба», понимаемая как определенная текущая программа жизни, и наша «доля», понимаемая как «кусок жизненного пирога», те пентакли, которые нам даются, этой «доле-судьбе» абсолютно соответствуют. Мы связаны с Миром невидимыми нитями Справедливости гораздо прочнее, чем нам кажется. Возможно, ключ, открывающий замок на дверях, ведущих в мир материального изобилия, всегда находится рядом с нами – просто потому, что в нашем мире все сбалансировано и системно, одно всегда соответствует другому. Есть замок – значит, есть и ключ. Нужно лишь протянуть руку к пентаклям…
«Просите, и дано вам будет» – не единственный инсайт, заложенный в Шестерке Пентаклей. Эта карта говорит о богатстве, которое есть у каждого из нас, о потенциале помощи. Всегда есть те, чья доля тяжелее нашей, кому очень нужна поддержка. Секрет моментального превращения «Владыки Материальной Несостоятельности» во «Владыку Материального Преуспеяния», секрет выхода из убогости Пятерки – прост и очевиден. Достаточно протянуть руку к пентаклям, чтобы дать положенную долю тем, кому гораздо хуже, чем нам.
[1] Здесь и далее автор подразумевает Таро Уэйта. – Прим. ред.
-----------------------------
Александр Гулый
Член Таро-Клуба, Мастер Таро
----------------------------------
Все права на данную публикацию
принадлежат Таро-Клубу©️
----------------------------------
Еще больше интересных публикаций о Таро - в нашей ТАРОТЕКЕ -
https://tarotclub.ru/index.php/taroteka
-------------------------------------------
Журнал Хроники Таро № 1 / 20, Сайт журнала - http://tarot.life/
---------------------------------------------
Читайте статьи из журнала Хроники Таро на сайте Таро-Клуба - https://tarotclub.ru/index.php/taroteka/khroniki-taro