Собрались триумвиры Изяслав, Святослав и Всеволод в 1072 году в Вышгороде. Решили провести серьезное совещание. Шутка ли, поправки братья решили в "Русскую Правду" вносить. Не хухры - мухры.
В тот год как раз выдалось затишье. Не тревожили Русь кочевники. По сути, Ярославичи коренным образом поменяли то, что написал Ярослав Мудрый. Это была уже их "Правда".
Во-первых, они внесли такие изменения, которые защищали права богатых собственников. Устанавливались жестокие наказания за разбой, поджег, убийство, причинения тяжести здоровью, кражи.
При Ярославичах появилась такая категория участников судопроизводства, как свидетели.
Во-вторых, как отмечают специалисты, самой главной особенностью новых изменений было исключение из закона обычая кровной мести и казни за преступление.
Раньше за смерть родственники мстили убийце смертью. После же 1072-го года казнь и кровная месть были заменены на штраф, который назывался вирой. То есть убийца, если у него было много бабла, мог откупиться.
Но если убийцей оказывался несостоятельный гражданин, то его продавали торговцам, ну, то есть ростовщикам. Вы понимаете кому.
А те его потом могли продать заграницу или здесь по месту с выручением добавленной стоимости.
Так на Руси наступила эра феодализма. Новым господам нужны были живые работники, поэтому не следовало лишать их жизни. На них можно было и заработать.
Так сказать, вышкой на Руси со времен Ярославичей стал так называемый "поток" и "разграбление". Если простыми словами, то все имущество осужденного изымалось (конфисковывалось), а его самого и членов его семьи продавали в рабство. Эта мера применялась за такие преступные деяния, как поджег, конокрадство, убийство в процессе разбоя.
Уж не уперли ли Ярославичи у франков положения их Салической Правды?
В-третьих, в новой "Правде" появилась такая прослойка общества, как закупы. Это были крестьяне, жившие на землях, принадлежавших феодалам, вынужденные трудиться не от хорошей жизни, и с помощью его инвентаря создавать ему прибавочный продукт, платя оброк.
Как появились закупы? А просто. Некоторые объясняют, что в этом виноваты кочевники. Но были и еще причины. Это постоянные нападения князей друг на друга. Народ этих княжеств в буквальном смысле становился нищим. И этим людям ничего не оставалось, как идти наниматься к новым хозяевам жизни на заработки.
Феодал выдавал закупу инвентарь, за которым он должен был смотреть. И вот по "Правде" Ярославичей, в случае, если инвентарь, а это мог быть и живой инвентарь, (лошадь, вол) пришел в негодность, то закуп нес за это ответственность.
При этом в главе "О холопстве" холопы могли не только заниматься работой на земле, но и осуществлять торговлю от имени хозяина.
В-четвертых, появилась такая категория зависимых людей, как смерды. Они имели свои земли и свой инвентарь.
В Русской Правде при этом не было такого состава преступления, как деяние, совершенное против государства. Если кто-то пытался злоумышлять против князя, к примеру, то это расценивалось как преступление против физического лица, но только стоящего на более высокой ступеньке карьерной лестницы. Наказание, конечно же, было выше, нежели за преступление против других сограждан.
Функции судьи исполнял либо князь, либо владелец вотчины. При наличии свидетелей суд затягивался ненадолго. Если же свидетелей не было, то дело решали так называемые ордалии, или "божий суд".
Ордалии были двух видов. С применением огня и с применением воды.
Испытание каленым железом, когда обвиняемый должен был взяться за нагретое докрасна железо голой рукой. При быстром заживании руки обвиняемый был оправдан. А если наоборот, то к нему применялись меры правосудия.
Воины и богатые решали дело поединком. Такой судебный поединок назывался "полем". Богатые просто могли нанять за себя опытного бойца.
То есть суть жизни на Руси при сыновьях Ярослава Мудрого сводилась к тому, что жизнь человека превращалась в схему товарно-денежных отношений. Правда, в ходе междоусобной заварухи могли грохнуть или в плен взять.