В нынешнем году природа подбросила нашим пчеловодам «сюрприз» в виде майских заморозков и череды долгих летних дождей. Как результат, меда в этом году они собрали меньше. Но пасечники не сдаются. О том, как оберегали крылатых тружениц от болезней, и какие изменения в требованиях к медовой продукции могут пойти пчеловодам на пользу, рассказал фермер с 20-летним стажем из села Ермунчино Иван Андреев.
– Из-за повышения арендной платы в три раза пришлось отказаться от плантаций медоносных многолетних трав – из 24 гектаров у меня остался лишь небольшой участок, где стоят улья. Так что большей частью обхожусь цветущими дикоросами, – говорит Иван Александрович. – Ну, и погода нынче подвела – если в прежние годы со 100 ульев я получал 3,5 и более тонн продукции, то в этом – только две тонны. Такая же картина у многих моих коллег. Поэтому, хотя мед немного и подорожал, в этом году я реализовал его быстрее.
Удалось избежать болезней пчелосемей. Я не применяю в производстве антибиотики. Вместо них использовал натуральные антибактериальные средства: опрыскивал пчел и соты раствором чистотела, который является проверенным аналогом антибиотиков, помещал в ульи эко-пластины из тимьяна, полыни и ментола.
Рассуждая, как при покупке меда не нарваться на подделку, Андреев дает совет: нужно попросить у продавца документы, которые подтвердят – прошел ли сладкий продукт проверку на наличие консервантов, стабилизаторов и других добавок.
А еще пчеловод напомнил, что с сентября 2024 года вступили в силу новации, регулирующие отрасль пчеловодства. Теперь состав всех пчелопродуктов по 49 ГОСТам, помимо Общероссийского классификатора продукции, контролирует еще и Роскачество, путем проведения ежемесячного мониторинга продукции в торговой сети и на рынке. Хочется верить, что такой подход перекроет продавцам сиропа под видом меда доступ к прилавкам и кошелькам покупателей. А добросовестные пчеловоды получат больший рынок сбыта.
– На сегодняшний день я занимаюсь и расфасовкой меда, – продолжает Андреев. – Правда, через торговые сети реализую минимум продукции. Потому что хватает своих многолетних клиентов, которые забирают мед прямо с пасеки. Однако для пчеловодов, активно работающих с розничной торговлей, данные изменения в законодательстве очень актуальны.
Радует и то, что теперь аграрии обязаны не позже, чем за пять дней предупредить пасечников об обработке полей химикатами. В случае потравы поголовья пчеловоды смогут потребовать от них возместить ущерб. Только для этого необходимо зарегистрировать паспорт пасеки и выйти в легальное правовое поле.
Асхат Ханипов, председатель некоммерческого объединения пчеловодов Туймазинского района: – Сегодня в сообществе туймазинских медоделов насчитывается 300 человек. Мы общаемся в мессенджере, где опытные пчеловоды консультируют начинающих по вопросам обновления племенного маточного поголовья, лечения пчел, регистрации паспортов пасек, сбыта продукции. Стараемся вовремя передавать участникам объединения информацию о предстоящей химобработке полей вблизи пасек. Летом мы получили извещение из Минлесоза республики о химобработке лесных массивов Тюменякского лесничества от шелкопряда и предупредили об этом пчеловодов. Они вовремя вывезли ульи и избежали гибели пчел.
В Башкирии насчитывается 12 тысяч пчеловодов, которые содержат более 300 тысяч пчелосемей. Лидерами являются Гафурийский и Иглинский районы, где производится более 600 тонн меда и содержатся по 19 тысяч пчелосемей. За последних четыре года в республике производство товарного меда увеличилось на 23 процента. В прошлом году Башкирия отправила мед в шесть стран, в том числе в Сербию, Польшу.
Половина произведенного меда продается оптовикам и переработчикам, оставшаяся часть продукта — на ярмарках, рынках и через интернет.
Радий Хабиров: «Башкортостан — единственное место, где бортевое пчеловодство сохранилось как промысел».