На свете существует лишь одна книга, о которой слышали абсолютно все, – Библия. Это самое продаваемое и самое известное произведение за всю историю литературы. Но мало кто знает, что ещё одна история, на первый взгляд совершенно не похожая по содержанию, почти полностью копирует общий мотив Библии, лишь немного меняя его по ходу повествования. Это фэнтезийная сага «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса, которая представляет читателям библейскую интерпретацию без явного религиозного аспекта – именно поэтому посыл остаётся таким же, как в оригинале, но вот читается произведение намного легче. Мы постараемся разобраться в том, что же именно связывает «Хроники Нарнии» и Библию, какие религиозные послания и мотивы пытался передать Льюис и как простая детская книжка учит важным вещам даже взрослых читателей.
Об авторе
Клайв Стейплз Льюис – британский писатель XX века, один из самых известных культурных деятелей своего времени. Кроме писательства, он на профессиональном уровне занимался теологией, был автором работ по христианской апологетике – разделу богословия, объясняющему религию с научной точки зрения. Ему принадлежат не только всемирно знаменитые фэнтезийные «Хроники Нарнии», но и христианские трактаты «Письма Баламута», «Просто христианство», «Чудо», «Страдание» и многие другие.
Льюис воспитывался в религиозной семье, а его дед по маминой линии был священником, поэтому мальчик с детства рос в особой среде. Тем удивительнее для всех стало то, что в юном возрасте Клайв из страстно верующих перешёл в атеисты. Связано это было с тем, что он пережил и увидел во время Первой мировой войны, где он служил лейтенантом. В «Хрониках Нарнии» эти аспекты тоже взаимосвязаны. С одной стороны – Бог и христианские ценности, с другой – жестокость и ужасы войны, затрагивающие и калечащие абсолютно каждого.
Кстати говоря, Льюис был лучшим другом Джона Толкина, вместе с которым они состояли в лингвистическом кружке «Инклингов» во время обучения и работы в Оксфорде. Именно Толкин вернул Клайва в религию: у него всегда была сильная связь с католицизмом, и он надеялся переманить на свою сторону и друга, но Льюис предпочёл англиканскую церковь, в которой и воспитывался.
Это очень важный момент для понимания творчества Стейплза. Быть воспитанным в религии – это одно. Но потерять веру, а потом обрести её заново, прийти к ней самостоятельно – это уже совершенно другое. Такой длинный путь личностного становления не может не отразиться на каждом аспекте жизни человека. Именно поэтому в его самом известном произведении, вписавшем его в историю литературы, огромную часть занимает религиозный аспект. Он и передаёт главную мысль писателя, которую тот вкладывал в каждый сюжет и в каждого героя – христианские ценности, в частности любовь и доверие по отношению к близким, добро и любовь.
О сюжете
«Лев, колдунья и платяной шкаф» – это первая книга в серии Клайва Льюиса. Она рассказывает о четырёх братьях и сёстрах – Люси, Эдмунде, Сьюзан и Питере Певенси, которые случайно находят путь в волшебную страну Нарнию через магический платяной шкаф. Там они сталкиваются с могущественной белой колдуньей, Львом Асланом и другими фантастическими существами и вступают в борьбу за свободу Нарнии и против поселившегося в ней зла.
В реальном мире во время повествования бушует Вторая мировая война, и родители отправляют своих детей в усадьбу вдалеке от захваченного города, чтобы увезти их от ужасов в эпицентре военных действий. На такой сюжетный момент Льюиса вдохновила его собственная история. В его доме в Оксфорде с 1939 года тоже жила пара девочек, эвакуированных из Лондона. Одна из них, Джун Флюэтт, благодаря своему бесконечному любопытству и доброте стала прототипом главной героини серии – Люси Певенси.
В остальных книгах серии дети и другие герои различными способами – по секрету скажем, что не только через шкаф – попадают в Нарнию и сталкиваются с новыми приключениями и испытаниями. Каждая книга фокусируется на отдельных героях и их роли в спасении мира Нарнии от злодеев и их тирании, а также раз за разом открывает новые стороны этого магического мира.
Религиозные мотивы
Наиболее очевидный религиозный аспект – это аллегория на библейские сюжеты и образы. В первой книге серии, «Лев, колдунья и платяной шкаф», главная героиня, Люси, открывает магический мир Нарнии через платяной шкаф, что напоминает библейский сюжет о Небесных вратах. Белая Колдунья Джадис срывает и крадёт из священного Сада яблоко, дающее ей вечную жизнь и силу – это отсылка к Адаму и Еве, грехопадению и их изгнанию из Эдема.
В Библии существуют ветхозаветные пророчества о Христе, которые предвещали пришествие Иисуса как Мессии, Спасителя человечества. Эти пророчества проливают свет на различные аспекты его жизни, служения и миссии. Например, пророчество о страдании и спасении, где пророк Исаия подробно описывает страдания и искупление Христа за грехи человечества и его спасительную роль. Или пророчество воскресения, о котором в Псалме 15:10 говорится: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде, не дашь Святому Твоему увидеть тление». Это пророчество о воскресении Христа из мертвых.
Практически идентичный момент есть и в «Хрониках Нарнии». Там Аслану приходится пожертвовать собой из-за Эдмунда Певенси, предавшего свою семью под влиянием Белой Колдуньи. В конце первой книги Аслан позволяет убить себя ради своего же народа, ради детей, которые только-только случайно попали в Нарнию, ради возможности светлого будущего и процветания. Он предстаёт символом мудрости, милосердия и силы, он страдает ради спасения других. И тут тоже появляется пророчество, произнесённое самим Асланом: «Если вместо предателя, по своей воле, взойдёт невиновный и чистый сердцем – стол расколется, и даже смерть отступит перед ним». Поэтому смерть не обрывает жизнь, а лишь возобновляет её, и в конце Аслан, связанный и умерщвленный колдуньей, воскресает силой глубокой веры, что напоминает образ Христа воскресшего. В результате он становится не просто персонажем, но уже духовным образом, который вдохновляет всех героев (и читателей) на достойные поступки и добродетели. Конечно, Аслан как аллегория на Христа – мудрый, добрый и могущественный правитель Нарнии, который жертвует собой ради спасения других – это один из наиболее запоминающихся религиозных символов в «Хрониках Нарнии».
В «Хрониках Нарнии» присутствует ещё одна традиционная христианская тема – чёткое разграничение между добром и злом. Персонажи серии часто сталкиваются с моральным выбором и испытаниями, что напоминает им о постоянной борьбе между хорошим и плохим. Например, всё тот же Эдмунд, продавший любимых людей за мимолётное удовольствие и власть, со временем понимает истинную сущность Белой Колдуньи и пытается, хотя и не сразу, как-то исправить ситуацию, найти своё место и свой путь в истории.
Другие подобные отсылки упоминались самим Льюисом в письме к одной из его читательниц.
– Создание Нарнии – это акт творения мира, как и в Библии, хотя мир произведения и не является аналогией нашего.
– Каменный стол, на котором убили Аслана, действительно напоминает одну из Моисеевых скрижалей.
– Эдмунд – предатель и изменник, как библейский Иуда,, однако, в отличие от Иуды, он раскаялся и получил прощение ( безусловно, Иуда тоже был бы прощён в случае раскаяния).
А все четверо детей – Люси, Эдмунд, Питер и Сьюзен – считаются избранными, предназначенными королями и королевами Нарнии, которых все ждали. Этот мотив избранности тоже соотносится с христианством, так как Иисус был обещан человечеству для искупления его грехов.
В одном из последних ответов читателям незадолго до смерти Клайв Льюис пишет одной женщине:
«Если ты и дальше будешь любить Христа, ничего не сможет по-настоящему тебе повредить; надеюсь, так оно и будет. Я очень благодарен, что ты разгадала в нарнийских книжках “спрятанную историю”. Удивительное дело, дети почти все её видят, взрослые – практически никто.
Боюсь, что нарнийская серия пришла к концу, и, как мне ни жаль, ждать тебе больше нечего».
Религия выражается через множество отсылок внутри каждой книги, и найти все до единой просто невозможно, поэтому важно понять сам авторский замысел, постараться разгадать, зачем же он рассказал обо всём этом читателям. Центральная тема борьбы со злом и тьмой отражает библейские концепции сражения с демоническими силами и вечной и всецелой победы света. Все элементы религиозной символики делают «Хроники Нарнии» более чем просто фантастическими историями: они становятся размышлением на тему духовных истин, которые могут быть интерпретированы и как простые сказки для детей, и как глубокие аллегории для взрослых.
«Хроники Нарнии» передают религиозное послание через важные моральные уроки, что делает их столь ценными для современных читателей. В нашем мире, насыщенном социальными вызовами, произведение Льюиса, которое представлено в нашем магазине, продолжает вдохновлять и напоминать нам всем о важности веры, надежды и любви.
Мы рады, что статья оказалась для вас интересной!
Больше интересных фактов из мира литературы вы можете найти в нашем телеграм-канале "Книгоед"