С недавнего времени я полюбил театр. Мы, вместе с женой, посетили за последний год посетили аж целых четыре постановки. Я практически купил себе флягу под крепкие напитки, и пиджак с глубокими внутренними карманами, и уже в узких кругах называю себя театралом. Постановки, если что, следующие:
Сегодня хочу поделиться мнением о недавно посещенном спектакле "Мастер и Маргарита".
У меня довольно давно была "идея фикс" попасть на постановку по Михаилу Афанасьевичу именно в его доме. Тем более, как оказалось, там есть театр. По этой причине я специально не стал читать отзывы на спектакли, смотреть состав актёров или изучать еще какие-либо подробности. Хотелось пойти на спектакль без каких бы то ни было ожиданий, и получить именно свои эмоции и ощущения. А не сравнивать с чужими.
Хочу также немного поделиться своим восприятием театра, и из чего складывается моё хорошее или плохое впечатление от спектакля. Я вырос под Санкт-Петербургом, и несколько раз в детстве мы ездили в театр вместе с родителями. В основном, это был ТЮЗ - Театр Юного Зрителя. И зачастую, складывалась ситуация, когда я сначала смотрел постановку в театре, и только потом читал оригинал. Также зал ТЮЗа мне в детстве казался огромным, а мы сидели, обычно, где-то во второй трети зала. Из-за чего я просто напросто ничего не слышал, и никак не мог уследить за сюжетом. Соответственно, не понимал вообще ничего, что происходит.
Таким образом, моё личное впечатление впечатление складывается из двух составляющих:
- Насколько легко понять сюжет постановки, не зная оригинала произведения.
- Насколько хорошо\внятно слышно актёров и понятно, что они делают на сцене.
Театр
Чтоб попасть внутрь театра - необходимо свернуть с Садового кольца в арку, затем повернуть налево. Там будут Коровьев и Бегемот. Слева от них - спуск в подвальное помещение, он же театр. Справа - подъезд, ведущий в квартиру-музей.
Театр небольшой, даже камерный.
Всего 13 рядов, 8 из которых по 10 мест, на остальных - идёт в сторону уменьшения, так как зрительный зал поднимается вверх, и соответственно, сбоку от рядов находятся ступени, по которым зрители проходят к своим местам, или выходят из зала.
Теперь про сам спектакль.
Спектакль
Мнение от супруги:
Мне понравился спектакль, потому что с самого начала нас погрузили в атмосферу «зловещего безумия», которая не покидала меня до самого конца. При этом, в моей обычной жизни, в принципе нет подобных ощущений. Тем ценнее, что авторы спектакля смогли передать атмосферу и концентрированного зла, и непрекращающегося безумия для обычного человека. Именно за этот контраст и понравился спектакль!
Влад прав, что в спектакле будто отсутствует хронологическое повествование. Если не читали книгу или не смотрели фильм, то понять логику будет сложно. Но в этом спектакле и не надо понимать логику! Нужно проникнуться атмосферой.
Отдельно хочу отметить Воланда, которого сыграл Сергей Алдонин
Игра была на высоте, но больше всего понравился язык тела актера. Походка, осанка, наклон головы как раз передают статность, величие, вечность.
В спектакле неожиданно много юмора, который не нарушает ту самую атмосферу «зловещего безумия», а органично туда вписывается.
Лучший спектакль за последний год! Теперь у меня два любимых спектакля. Этот и «Изгнание \ Мой друг Фредди Меркьюри», на котором была уже четыре раза. Обязательно посещу еще Мастера и Маргариту в доме Булгакова!
Сюжет
Сюжет - это моя главная претензия к этой постановке. Сергей Алдонин - режиссёр, он же исполнитель роли Воланда, поставил спектакль таким образом, что весь сюжет разворачивается не вокруг Мастера и Маргариты, перемежаясь с параллельным сюжетом, связанным с Иешуа Га-Ноцри в Иерусалиме, как было в оригинальном произведении. Весь сюжет строится вокруг мсье Воланда и его свиты. Они здесь главные герои, они сопровождают абсолютно все сцены, где нужно и где не нужно. Воланд даёт свои комментарии от самого начала, и до самого конца спектакля.
Многие сцены были вырезаны, а другие - наоборот, затянуты.
Так, вступительная сцена, где поэт Бездомный и Председатель правления МАССОЛИТа Берлиоз встречают Воланда длится почти половину первого из двух актов. И в целом, первый акт - это представление Воланда, и попадание Бездомного в лечебницу. Где он встречает Мастера, на чем и заканчивается первый акт.
Из вырезанных сцен - все, где в том или ином виде присутствовала нагота, что в романе Михаила Афанасьевича Булгакова, что в советской (1988г.) или российской (2005г.) киноадаптации. Понимаю, что это сделано, для получения рейтинга 16+, но из-за этого пропала сцена, мести Маргариты, бал Воланда сократили до буквально нескольких минут, в театре Варьете сцену также вырезали.
Кроме того, практически не было сцен с Мастером. Из всех сцен, где присутствовали Мастер и\или Маргарита:
- Вступительный танец на 3 минуты в самом начале спектакля
- Знакомство поэта Бездомного и Мастера в лечебнице
- Сцена, в которой свита Воланда вытаскивает Маргариту из постели, и говорит, что она будет сопровождать Воланда на балу, мотивируя это тем, что они "обошли уже полторы сотни Маргарит, и подходит только она"
- Бал Воланда, и небольшая сцена сразу после, где Маргарита в обмен на сопровождение на балу просит вернуть ей Мастера
- Последняя сцена, где Мастер и Маргарита воссоединяются и подводят итоги.
И на этом всё. ВСЁ!
Подбор актёров и актёрская игра
Опять же, из-за того, что главными героями сделали именно Воланда со свитой, уже в начале второго акта у меня появилось ощущение, что их слишком много. Сама же "свита" довольно сильно переигрывала. Хотя, справедливости ради, иногда это было смешно.
Сцен с Иешуа также не было. Показали пару сцен с "воспоминаниями Воланда" о Понтии Пилате, голос которого раздавался из-за сцены. И на этом всё.
Также подбор актёров на мой взгляд, не удался. По сюжету оригинала, Мастеру было 38 лет, Маргарите - 30. Здесь же, Маргариту играла Оксана Коростышевская, а Мастера - Изнаур Орцуев. И получается обратная ситуация, когда Мастер чуть-чуть за 30, а Маргарита - женщина чуть-чуть за 50. При этом, что Изнаур, что Оксана сыграли свои роли очень хорошо, но на мой взгляд, как Мастер и Маргарита - не совпали от слова совсем.
Воланд, которого исполнил режиссер этого же спектакля Сергей Алдонин - меня также не впечатлил. В основном, из-за "мяукающей" манеры разговора персонажа.
Из актёров очень сильно понравился Андрей Курносов, сыгравший Берлиоза. Отличная актёрская игра, а также ведущего в переделанной сцене в Варьете в начале второго акта.
В самой сцене практически ничего особенного - небольшой интерактив со зрителями. Когда начался второй акт, "ведущий" обращается к залу, и собирает "иностранную валюту", а затем показывает "фокус" с исчезновением конфетки. В целом, сцена длится около 10ти минут, и на сюжет никак не влияет. Исключительно для веселья и взаимодействия со зрительным залом. Но забавно.
Итог
Подведя небольшой итог, могу сказать, что у нас с женой, после выхода из театра были кардинально противоположные мнения. Мне спектакль совершенно не понравился.
Сложилось впечатление, что классной руководительнице начальной школы Марфе Васильевне дали задание поставить "Мастера и Маргариту", и два мальчика, Саша и Сережа, захотели играть главные роли. Саше досталась роль Мастера, а Сереже - Воланда. Саша - отличник, к тому же, сын богатых родителей, поэтому главную роль ему нельзя было не дать. А Сережа - сын классной руководительницы, тут тоже всё очевидно. Вот только Марфа Васильевна решила, что Сережа будет самым главным и лучшим, и вообще, шел бы Саша куда подальше со своими родителями. И переделала сюжет под любимого сына.
В реальности же, никакого Саши не было, а Марфа Васильевна и Сережа - это один и тот же человек. Вот и получили вместо "Мастера и Маргариты" - "Воланд. Начало".
Я не просто так написал про воспоминания из детства, когда меня водили в ТЮЗ, где не зная исходного произведения - невозможно было понять, что же такое пытаются донести актёры до зрителя.
Здесь был ровно тот самый случай. Если бы я не читал оригинал, не смотрел фильмы, то я бы вышел из зала с мыслью "а что сейчас вообще было?".
Супруга же, в полном восторге. В основном, за счёт Воланда от Сергея Алдонина, и говорит, что хочет пойти еще раз, и возможно даже не единожды.
При этом, по её мнению, это один из лучших спектаклей, на которые она ходила. На втором месте, после "Изгнание \ Мой друг Фредди Меркьюри".
Вот такие два разных мнения, и разные впечатления получились у нас после похода на один и тот же спектакль.
Спасибо, что прочитали!