Не секрет, что школьная программа регулярно пересматривается. То так надо учить, то вот так. То иностранный язык с 5 класса, то со 2. То нужно было обществознание в средней школе, а теперь убирают и оставляют только в старшей. Из чего становится очевидно, что нет какой-то единой, объективной точки зрения на то, чему же именно дети в школе должны учиться. Тем более, что времена меняются, и то, что было актуально 30 лет назад, сегодня может оказаться бесполезным. Так, например, из школьных программ исчезло черчение.
У меня два ребенка школьника. В данный момент 4 и 8 классы. И глядя на программу средней школы, я чувствую, как сильно в ней не хватает целых трех предметов. Это психология, право и финансовая грамотность. Тем более, что обществознание, где присутствовали элементы этих трех дисциплин из средней школы как раз убирают.
Ну, вот, правда. Мы все еще тратим школьные часы на музыку и труды (технологию), которые в жизни потом мало, кому вообще хоть как-то нужны.
При этом все знают, что подростки, не интересующиеся музыкой, на уроках музыки занимаются чем угодно, но не глубоким (и даже не поверхностным) изучением предмета. В лучшем случае не сильно шумят, сидя в телефонах. А еще всегда интересно, что изначально еще в Советском союзе вводились уроки пения, а не музыки. Именно пения, т.к. это было по сути дыхательной гимнастикой для профилактики туберкулеза. В пении смысл был. В уроках музыки до 8 класса – не особо. Кому она интересна в этом возрасте, тот уже учится в музыкальной школе. Остальные дети ее и за предмет то не считают.
Также как и труды. Я понимаю их в начальной школе – развитие моторики, творчество, разбавить «серьезные» уроки. Но потом… Вот наших мам в школе на трудах учили шить, нас учили и сейчас девочек учат. И даже все эти годы по одной и той же схеме – строить выкройку, сшить фартук, ночнушку (футболку, слава богу, сейчас стали разрешать) и юбку. Учили всех женщин России! При этом, общаясь, сейчас понимаешь, что большая часть женщин в принципе не в курсе, как пользоваться швейной машинкой. И их максимум – это зашить дырку на руках и пришить пуговицу.
А тратится на труды, между прочим, 2 часа в неделю учебного времени. И на музыку еще час. Итого, мы получили три часа, которые можно было бы отдать на изучение других предметов. Предметов, которые в современной жизни будут нужны абсолютно каждому человеку: психология, право, финансовая грамотность.
Конечно, не на каком-то супер-глубоком уровне – для этого часа в неделю недостаточно. Но хотя бы базовые знания.
Понимание основ психологии важно для выстраивания отношений – в семье, в коллективе, с друзьями, соседями. Сейчас в России, например, весьма неприятная статистика по количеству разводов. Люди не умеют работать над отношениями. Они, к счастью, уже читали где-то о том, что над ними вообще надо работать, но понимания, как это делать, у них нет. И даже пойти к психологу самому или отвести ребенка, у которого есть какие-то сложности, для многих все еще является чем-то постыдным. И это довольно грустно. Хотя курс психологии в школе мог бы многим помочь. В том числе, и с атмосферой среди самих учащихся.
Далее, право. Тоже просто базовые вещи. О том, что договор, например, надо читать, когда его подписываешь. О том, какие последствия бывают при каких-то действиях. Кто-то сейчас скажет, что современные дети и так слишком хорошо знают о своих правах и ничего об обязанностях. Но именно в курсе права как нельзя лучше показана прямая взаимосвязь прав и обязанностей человека. Того, что не бывает одного без другого. Этому должны дома родители научить, скажете вы. Но как могут родители научить тому, чего сами не знают? В России ужасная правовая безграмотность населения. Отсюда и обще фразы про то, что мы ничего никому не должны. Школа – это то место, где можно подрастающему поколению объяснить в курсе очень важной дисциплины что они, на самом деле, и кому в какой период своей жизни будут должны. И что будет в противном случае.
Ну и финансовая грамотность. Необходимость ее внедрения в систему образования уже осознали. И она, на самом деле, активно внедряется. Но чаще в виде внеклассных мероприятий и включения в другие предметы. На математике можно посчитать проценты за кредит. На литературе обсудить какое-то произведение, затрагивающее финансовое поведение героев. На истории отметить момент зарождения страхования и налогообложения. На географии рассмотреть денежные купюры разных стран. Но можно и ввести предмет полноценно, где информация будет подаваться в системе, а не по кусочкам. А он нужен. Он очень нужен в наше время, когда количество финансовых продуктов огромно, а количество финансовых мошенников еще больше. Но многие люди все еще не задумываются о ведении семейного бюджета, планировании доходов и расходов и формировании финансовой подушки безопасности.
Вот такая вот математика – три часа в неделю не очень нужных предметов и три предмета, которые людям очень нужны. Но сразу становится понятно, что в ближайшее время их ждать не стоит. Ведь нужны педагоги, которые будут их вести. А их специально готовить все еще не начали. Хотя, по финансовой грамотности в рамках повышения квалификации обучают.
Кстати, интересный факт – предмета «финансовая грамотность» почти нигде нет, а вот олимпиады по ней есть. И победа на Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности может быть засчитана ВУЗом как 100 балов за ЕГЭ по математике или обществознанию.
Что думаете об этом?