Также нормативно закреплена возможность использовать для медобследования водителей медицинские приборы, обеспечивающие дистанционный контроль состояния их здоровья.
Соответствующие изменения внесены в Инструкцию о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утв. постановлением Минздрава от 03.12.2002 № 84 (далее – Инструкция № 84).
Во-первых, уточнена сфера действия Инструкции № 84. Теперь она распространяется на проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) при выполнении автомобильных перевозок пассажиров и багажа или внутриреспубликанских автомобильных перевозок опасных грузов, за исключением автомобильных перевозок для собственных нужд.
Напомним, что предрейсовый контроль состояния водителей при выполнении перевозок, исключенных из сферы действия Инструкции № 84 (а это внутриреспубликанские автоперевозки грузов (кроме опасных), перевозки для собственных нужд, международные автомобильные грузоперевозки), проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин, утв. постановлением Минтранса и Минсельхозпрода от 09.07.2013 № 25/28. Также в Беларуси действует Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин, утв. постановлением Минздрава от 08.05.2008 № 87.
Во-вторых, сообразно с вышеуказанным уточнением скорректирован круг лиц, обязанных проводить предрейсовые медосмотры в порядке, определенном Инструкцией № 84. В него входят:
– юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность в области автотранспорта, связанную с выполнением автомобильных перевозок пассажиров и багажа или внутриреспубликанских автомобильных перевозок опасных грузов, за исключением автоперевозок для собственных нужд (уточненная позиция);
– организации, осуществляющие деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей.
В-третьих, в Инструкции № 84 закрепили, что предрейсовое обследование водителя может проводиться в т.ч. с применением медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья. Но и в этом случае отслеживать и анализировать информацию, полученную дистанционно, должен медработник, прошедший соответствующее обучение.
Наконец, в Инструкции № 84 прописали, что вести журнал предрейсовых и иных медицинских обследований можно в электронном виде при соблюдении требований, предъявляемых к электронным медицинским документам. Это означает, что для ведения журнала в таком виде понадобится электронная цифровая подпись (ЭЦП).
Справочно: согласно Закону от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» под электронным медицинским документом понимается медицинский документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, которые подтверждаются путем применения сертифицированных средств ЭЦП с использованием при ее проверке открытых ключей организации или физлица, подписавших этот электронный документ.
В Инструкцию также внесен ряд уточнений редакционного характера. Постановление Минздрава от 30.08.2024 № 134, которым внесены изменения, вступило в силу с 19 сентября 2024 г.
Дополнительно по теме:
Нужно ли дополнительно обучать медперсонал для проведения медосмотров
Предрейсовое медицинское обследование водителей при перевозке пассажиров