Найти тему
Курьезная Хроника

Мореплаватели каменного века: кто первым отважился пересечь океан?

Оглавление

Море – могущественная стихия, издревле игравшая важнейшую роль в жизни человечества. Оно не только служило источником пропитания, но и становилось путем, связывающим далекие берега, фактором, способствовавшим расселению людей по планете. Первые шаги человека в освоении морских просторов окутаны тайной. Кто отважился первым покинуть родные берега и выйти в открытое море, какие суда использовали эти первопроходцы, и какие мотивы двигали ими – на эти вопросы до сих пор нет однозначных ответов.

Одним из ярких примеров, демонстрирующих смелость и стремление человека к познанию истории мореплавания, является экспедиция Тура Хейердала на плоту "Кон-Тики". В 1947 году молодой норвежский ученый решился на рискованный эксперимент, чтобы доказать возможность заселения Полинезии выходцами из Южной Америки на примитивных плотах из бальзовых бревен.

Сто дней и ночей провел Хейердал со своей командой в открытом океане, преодолев более четырех тысяч миль. Несмотря на то, что гипотеза Хейердала о южноамериканском происхождении полинезийцев остается дискуссионной, "Кон-Тики" стал символом дерзновенного человеческого духа, готового бросить вызов морской стихии ради поиска истины. Экспедиция Хейердала также наглядно продемонстрировала, что еще в глубокой древности, не имея развитых технологий, человек мог совершать длительные морские переходы на простейших плавательных средствах.

Плот - первое судно человечества:

-2

История судостроения и судоходства уходит корнями в глубокую древность, и ее начало связано с появлением плота – самого примитивного, но в то же время надежного плавательного средства. Как именно человек додумался до создания плота, можно лишь предполагать. Возможно, наблюдая за плавающими по воде бревнами и стволами деревьев, человек заметил, что они способны выдерживать немалый вес. Толчком к изобретению плота также могла стать случайность: например, человек, пытавшийся перебраться через водную преграду на упавшем дереве, мог обнаружить, что два связанных вместе ствола обеспечивают большую устойчивость.

Как бы то ни было, плот, представлявший собой несколько скрепленных бревен или связок тростника, стал первым искусственно созданным плавательным средством. Его несомненным преимуществом перед однодеревкой, которую также использовали в древности, была простота изготовления. Для постройки плота не требовалось сложной обработки материала: достаточно было найти подходящие стволы и связать их вместе при помощи лиан, веревками из растительных волокон или другими подручными материалами.

Археологические находки и данные этнографии свидетельствуют о том, что плоты широко использовались уже в каменном веке различными народами мира. Так, считается, что именно на плотах первые поселенцы достигли Австралии и Тасмании, преодолев Тиморское море, которое в ту эпоху, в результате более низкого уровня Мирового океана, было значительно уже, чем сейчас. В Европе также имеются доказательства использования плотов в древности. Например, на озере Дуйс в Нидерландах были обнаружены остатки плота, датируемого V тысячелетием до н. э.

Интересным свидетельством раннего мореплавания на плотах могут служить дольмены – мегалитические сооружения из огромных каменных плит, распространенные по всему атлантическому побережью Европы и в Средиземноморье. Некоторые исследователи предполагают, что эти монументальные постройки могли быть созданы народами, хорошо знакомыми с морем и использовавшими плоты для передвижения вдоль побережья. Ведь перевозка и установка многотонных каменных блоков по суше в ту эпоху представляла собой чрезвычайно сложную задачу, тогда как доставка их по морю на плотах была вполне возможна.

Дольмен
Дольмен

Плот, несмотря на свою простоту, сыграл огромную роль в истории человечества. Он стал первым средством, позволившим человеку преодолевать водные преграды, исследовать новые земли и расширять ареал своего обитания. И хотя со временем плоты были вытеснены более совершенными судами, они до сих пор используются в различных уголках планеты как для транспортировки грузов, так и для рыболовства и даже для туристических поездок.

Речное судоходство Древнего Египта:

-4

Древний Египет – страна, где речное судоходство достигло высокого уровня развития уже в глубокой древности. Этому способствовали географические особенности страны: Нил, протянувшийся через всю территорию Египта, служил главной транспортной артерией, связывавшей различные регионы и позволявшей перевозить людей и грузы. Нил был не только источником воды для орошения полей, но и путем, по которому доставлялись строительные материалы, продовольствие и другие товары.

Первые египетские суда изготавливались из папируса – растения, в изобилии растущего по берегам Нила. Папирусные лодки были легкими и маневренными, но не отличались большой прочностью и долговечностью. Их корпуса собирались из пучков папируса, связанных вместе веревкам. Для большей прочности борта обшивались шкурами животных. Папирусные лодки использовались как для передвижения по реке, так и для рыбной ловли.

Со временем египтяне научились строить более прочные и мореходные суда из дерева. Древнейшие деревянные лодки египтян, как и папирусные, не имели киля и шпангоутов, их корпус собирался из досок, скрепленных швами и конопаченных паклей. Для усиления конструкции использовался продольный трос, натянутый от носа к корме. Постепенно египетские судостроители совершенствовали свои навыки, и их суда становились все более крупными и мореходными.

Первыми двигателями судов были весла и паруса. Весла использовались уже в древнейших временах, а парус появился в Египте около 3500-3200 лет до н. э. Первоначально паруса были прямоугольными и крепились к двуногой мачте. С появлением одноствольной мачты стало возможно управлять парусом и маневрировать. На больших судах использовались как весла, так и паруса.

Викинги - покорители Северной Атлантики:

-7

Эпоха викингов – период с конца VIII до середины XI века, когда скандинавские мореплаватели, известные как викинги, совершали далекие морские походы, исследуя новые земли, торгуя и занимаясь грабежами. Ключевую роль в успехах викингов сыграли их суда – дракары, которые по праву считаются вершиной судостроения того времени.

Дракары были длинными и узкими судами с высоко поднятыми носом и кормой, украшенными резными изображениями драконов или других мифических существ. Они обладали отличными мореходными качествами: были быстрыми, маневренными и способными ходить как под парусом, так и на веслах. Корпус дракара изготавливался из дубовых досок, скрепленных железными заклепками. Парус, обычно прямоугольной формы, изготавливался из шерсти или льна. Дракары могли вмещать до нескольких десятков воинов и имели небольшой осадок, что позволяло им заходить в мелкие реки и фиорды.

Викинги были искусными мореплавателями и навигаторами. Они ориентировались по солнцу, звездам, прибрежным ориентирам, а также по птицам и морским животным. Существуют предположения, что викинги могли использовать и примитивные компасные устройства, например, солнечный камень – кристалл, позволяющий определять положение солнца даже в пасмурную погоду.

-8

География походов викингов была весьма обширной. Они плавали вдоль побережья Европы, достигая Британских островов, Франции, Испании, Италии. Викинги проникли в Средиземное море, посетив Северную Африку и Византию. Они также колонизировали Исландию, Гренландию и даже достигли берегов Северной Америки, основав поселение в Винланде (современный Ньюфаундленд).

-9

Эпоха викингов постепенно подошла к концу в XI веке. Причины этого были многочисленны: усиление централизованной власти в европейских странах, христианизация Скандинавии, изменение климатических условий, приведшее к ухудшению условий для земледелия в Гренландии. Викинги ассимилировались с местным населением в колонизированных ими землях, и их морские походы стали реже.

Тем не менее, эпоха викингов оставила яркий след в истории Европы и Северной Америки. Викинги были не только воинами и грабителями, но и талантливыми мореплавателями, судостроителями, торговцами и исследователями. Их суда и навигационные навыки позволили им совершать невероятные по тем временам морские путешествия и открывать новые земли.

Полинезийцы - мастера Тихого океана:

Полинезийцы – народы, населяющие острова Тихого океана, прославились как искусные мореплаватели и навигаторы. Они освоили огромные просторы океана, преодолевая тысячи миль на своих судах и заселяя удаленные острова. Мореплавание в Тихом океане имеет свои особенности, которые полинезийцы научились использовать в своих интересах.

Одной из важных особенностей Тихого океана является наличие мощных течений и муссонов. Течения, подобно рекам в океане, перемещают огромные массы воды на большие расстояния. Полинезийцы изучили направления течений и использовали их для своих путешествий. Муссоны – сезонные ветры, меняющие свое направление дважды в год, также играли важную роль в мореплавании полинезийцев. Они позволяли им совершать плавания в определенные сезоны с использованием попутных ветров.

Свидетельством высокого уровня развития культуры полинезийских мореплавателей служат каменные колоссы острова Пасхи – моаи. Эти гигантские статуи, высеченные из вулканического туфа, весом до нескольких десятков тонн, были созданы и установлены древними обитателями острова. Некоторые исследователи полагают, что моаи символизировали богов или предков и были связаны с культом мореплавания.

-10

Полинезийцы использовали различные типы судов для своих путешествий. Одним из наиболее распространенных типов были катамараны – суда, состоящие из двух соединенных вместе корпусов. Катамараны обладали высокой устойчивостью и скоростью, что делало их идеальными для плавания в открытом океане. Другим типом полинезийских судов были однодеревки – лодки, выдолбленные из цельного ствола дерева. Однодеревки были менее мореходными, чем катамараны, но более простыми в изготовлении.

Полинезийцы разработали сложные методы навигации, позволявшие им ориентироваться в океане без карт и навигационных приборов. Они использовали звезды, солнце, луну, течения, волны, облака, птиц и даже запах земли для определения своего местоположения и направления движения.

Если статья понравилась, подписывайтесь на канал! Вас ждет еще много интересных историй!

Ставьте лайки — это помогает развитию канала!