Найти тему
Я здесь был

ПЛЕМЯ ХИМБА

Спекуляция своей идентичностью в целом достаточно популярная тема практически для всех коренных народов разных стран (но не всегда). С одной стороны, это сильно раздражает и рушит всю магию, которую ты ожидаешь, предвкушая встречу с каким-нибудь племенем, с другой - ты понимаешь, что эта спекуляция вызвана нуждой, с которой этот народ столкнулся, оказавшись в этом жестоком и бескомпромиссном капиталистическом мире.

Народ Химба, проживающий на севере Намибии и на Юге Анголы тоже не миновал этой участи, несмотря на свою изолированность и сохранившийся традиционный уклад жизни, они не являются отшельниками, и проявляя достаточно высокую социальную активность, взаимодействуют с другими этническими группами своей страны и выходят в города, обычно либо для торговли (в основном продают, сделанные ими сувениры из кожи), но могут и просто попрошайничать или клянчить деньги за фотографию.

Город Свакомпунд. Продающие в сувениры женщины из народа химба и гереро. Головной убор на голове у девушки химба (сидит на тротуаре) называется Герембе и говорит о том, что она уже взрослая. Слева девушки из народа гереро, на голове у них головной убор - экори, напоминающий коровьи рога.
Город Свакомпунд. Продающие в сувениры женщины из народа химба и гереро. Головной убор на голове у девушки химба (сидит на тротуаре) называется Герембе и говорит о том, что она уже взрослая. Слева девушки из народа гереро, на голове у них головной убор - экори, напоминающий коровьи рога.

Особенно много их можно увидеть в городе Опуво, куда они частенько наведываются и гуляют по супермаркетам в своих традиционных нарядах, красной кожей и волосами, покрытыми пастой отжизе, зрелище довольно необычное, напоминает сцену из старого-доброго французского фильма миллион лет до нашей эры.

Планируя поездку в Намибию, я знал об одной довольно популярной онганде (небольшая деревня), в которую можно было заехать по пути из Свакомпунда в национальный парк Этоша, но мне, естественно, хотелось чего-то не попсового, поэтому было решено искать изолированное племя где-то в Намибийских саваннах.

По пути нам часто встречались выбегающие из ниоткуда представители разных деревень: полуголые женщины (полуголые для меня, но не для них), маленькие дети, размахивающие бутылками и зазывающими к себе, но всё это отпугивало и не вызывало доверия, т.к. сразу было понятно, что там на нас будут зарабатывать бабки и ни о каком трушном контакте с местным населением речи быть не может.

Дорога из Свакомпунда частично шла через так называемый Берег скелетов, где время от времени нам попадались суда, севшие на мель из-за густого тумана, часто бывающего в этой области.
Дорога из Свакомпунда частично шла через так называемый Берег скелетов, где время от времени нам попадались суда, севшие на мель из-за густого тумана, часто бывающего в этой области.

В какой-то момент я наконец-то решил свернуть с основной дороги и начал уезжать по изрядно уставшей грунтовке, усыпанной камнями в направлении предполагаемого места нахождения того самого заветного и неиспорченного капитализмом племени химба, но обстоятельства диктовали свои условия, позади было уже 500 километров пути, вечерело, а нам нужно было ещё успеть добраться до закрытия ворот в национальный парк Этоша, при этом дорога становилась всё хуже, а намека на приближение к онганде не было.

После того, как мы взвесили все за и против, было принято решение возвращаться на основную дорогу, и поверженным отправляться в ту самую попсовую деревню. К слову, по приезде там не было никаких туристов, только пара бездельничающих местных мужчин на входе, и небольшая сколоченная будка, которая служила импровизированным визит-центром, как бы намекая на туристическую направленность деревни.

Нас встретил сын вождя онганды (одет он был при этом не в традиционную одежду), обозначил цену за посещение, и получив свои намибийские доллары, счастливый отправился показывать нам, как же они там живут.

Женщины химба и гереро, продающие сувенры в онганде. На фоне козы - основной скот, который разводят эти народы.
Женщины химба и гереро, продающие сувенры в онганде. На фоне козы - основной скот, который разводят эти народы.
На женщин приходится очень много тяжёлых задач, в том числе и строительство хижин.
На женщин приходится очень много тяжёлых задач, в том числе и строительство хижин.

Сама по себе онганда представляет собой небольшую деревню, состоящую из хижин круглой формы, которые строят из говна и палок в прямом смысле этого слова, ладно на самом деле добавляют ещё красную глинистую почву, а помёт является связующим элементом. Кстати, палки они используют тоже не простые, в основном это древесина дерева мопане, которая благодаря своей плотности устойчива к термитам, которых в Намибии пруд-пруди.

Женщина из народа химба. Сидящая напротив типичной хижины из которых состоят вся онганда.
Женщина из народа химба. Сидящая напротив типичной хижины из которых состоят вся онганда.
Застенчивый малец.
Застенчивый малец.

Все хижины, в свою очередь, располагаются вокруг священного огня и крааля (загон из частокола, в котором пасётся скот), при этом дорога от священного костра должна обязательно по прямой вести ко входу в хижину вождя, который раз в восемь дней поклоняется богу Мукуру.

Сын вождя (к сожалению, я не помню его имени, поэтому до этого и далее он будет фигурировать именно, как сын вождя) завёл нас в свою хижину, где с одной из своих жён немного рассказал об их быте, показал подушку в виде двутавра, выточенного из дерева, причём что-то подобное я видел и у древних египтян. Подушка полагается только мужчине, женщина должна спать у мужчины на плече, что полигамным мужчинам племени делать со второй, а иногда и с третей женой, он нам, к сожалению, не сказал. Рассказали о том, как они стирают одежду, просто накидывая её сверху небольшой пирамидки, сделанной из веток, и окуривая её травами и благовоньями и немного поведал об их религии, отношениях, задачах и иерархии внутри племени (об этом расскажу отдельно).

Типичный вид онганды. Хижины служат своим хозяевам примерно по 2-3 года, потом их ремонтируют или строят новые.
Типичный вид онганды. Хижины служат своим хозяевам примерно по 2-3 года, потом их ремонтируют или строят новые.
Довольно редкое явление: женщина химба в обычной одежде и с обычной причёской.
Довольно редкое явление: женщина химба в обычной одежде и с обычной причёской.

В течении всего разговора в хижину постоянно заглядывала маленькая девочка, которая, как оказалось была одной из дочерей нашего собеседника, она очень настойчиво звала нас на улицу, что мы, собственно, и с делали. На улице, недалеко от крааля нас уже ждали, сидевшие в кругу, женщины химба и гереро (это немного другой народ, но они часто живут совместно), естественно готовые продать нам всё, что у них есть, но позиция отказа от любых покупок была продекларирована нашему проводнику сразу, он отнесся к ней с пониманием, поэтому я сразу побежал в машину за конфетами, которые я купил в Приморском кондитере, и вёз их из Владивостока, чтобы раздать их местной шпане. Пакет с конфетами был раздербанен примерно в течении минуты, но самое главное, что всем досталось хотя бы по одной, мне кажется, мамочки этой шпаны забрали себе даже больше, но их можно понять, жизнь у этих женщин не сахар.

Та самая девочка
Та самая девочка

Ещё немного пообщавшись с сыном вождя и погуляв по деревне, мы стали собираться в оставшийся путь до кэмпа Окаукэджо в национальном парке Этоша, потому что время уже поджимало. Начал я свой рассказ с небольшого хэйта, но в целом это был достаточно интересный опыт, и он явно запомнится на всю жизнь, даже не смотря на небольшой флёр коммерции, которым этот опыт был пропитан.