Для детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата важную роль в улучшении их физического состояния играет реабилитация. Процесс восстановления необходимо начинать как можно раньше, так как двигательная активность является важнейшим фактором для нормального роста и развития ребенка. С возрастом физические патологии все сложнее поддаются коррекции.
Почему важна физическая реабилитация
Реабилитационный курс формируется индивидуально для каждого пациента, исходя из особенностей патологии или заболевания. Он требуется для восстановления двигательных функций организма, адаптации к социальной жизни и способствует формированию бытовых навыков.
Физической реабилитации отдается ведущая роль, так как она предупреждает развитие патологических процессов, активизирует моторные навыки и улучшает общее состояние организма. Все зависит от сложности заболевания, но при правильно подобранной программе у детей и подростков увеличивается амплитуда движения в суставах, уменьшается контрактура, восстанавливаются опорные функции конечностей, а также повышается выносливость организма.
Базисом восстановления опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура. На занятиях ребенку показывают различные упражнения: подъемы рук и ног, повороты, вращение стоп, сгибание локтей и так далее. Занятия проходят под контролем специалиста.
Лечебная физкультура уже проверена временем и считается важным компонентом восстановления двигательных функции. Однако традиционные упражнения могут утомлять и демотивировать ребенка, поэтому сейчас в реабилитационные практики начали все чаще внедрять инновации и игровой формат, чтобы поднять у детей стимул к занятиям.
Инновации в детской реабилитации
Современные технологии значительно упрощают процесс реабилитации для ребенка. Свою эффективность уже подтвердили разработки на основе VR, биологической обратной связи (БОС), оптического трекинга и искусственного интеллекта.
Например, благодаря погружению в виртуальную реальность у ребенка активируется нейропластичность, а технологии БОС позволяют детям видеть свои достижения в реальном времени, что способствует лучшему пониманию и контролю над своими движениями.
Так процесс восстановления становится более увлекательным, а врачам открываются новые возможности для мониторинга и коррекции программ лечения. Также новые технологии позволяют повысить мотивацию ребенка на реабилитацию, что способствует достижению оптимальных результатов и повышает его самостоятельность.
Физическая реабилитация с мультисенсорным тренажером
Среди новых технологий для активной реабилитации опорно-двигательного аппарата можно выделить мультсенсорный тренажер ReviMotion. В основу его работы вложены методики ЛФК, а также система отслеживания движений оптической системой и БОС на экране в игровой форме. Тренажер применяют для координации верхних и нижних конечностей и развития навыков самообслуживания у детей с ДЦП, аутизмом и черепно-мозговыми травмам.
Важная особенность ReviMotion — включение игрового процесса в реабилитацию. Это снижает сопротивление ребенка к лечению и повышает его вовлеченность в процесс. Тренажер включает различные игровые сцены виртуальной реальности, выбор уникальных игровых анимационных персонажей и пять уровней сложности. Каждый игровой сценарий также направлен на развитие когнитивных функций. Например, в одном упражнении ребенку нужно покормить жирафа, собрав для него эвкалипт, при этом перепрыгивая или обходя преграды, а в другом — помочь персонажу построить плот, на котором он сможет переплыть озеро.
Во время занятия ребенок стоит напротив тренажера и выполняет те упражнения, которые ему показывает персонаж с экрана. После система оптического трекинга оценивает правильность выполнения заданий. Высокая точность распознавания за счет базы 1,7 млрд записанных движений позволяет получать объективные показатели двигательной функции.
С помощью тренажера врач проводит диагностику для маленького пациента, выявляет угол отведения/приведения, угол сгибания/разгибания и скорость этих движений в верхних и нижних конечностях. Затем, на основе результатов диагностики, врач формирует индивидуальный курс реабилитации и составляет программу на основе потребностей ребенка. Даже 1% динамики после проведенного курса занятий — это огромная мотивация на продолжение занятий, потому что ребенок видит результат и стремится его улучшить. А для врача это возможность объективной оценки и протоколирования результатов эффективных комплексов реабилитационных процедур.
После занятий на ReviMotion в 73% случаев у детей увеличивается амплитуда и объем движений в конечностях, а также появляется синхронность движений. И, что не менее важно, у ребенка растет стимул продолжать упражнения и стремиться к новым результатам.
Таким образом, реабилитация детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является комплексным подходом, направленным на восстановление и поддержание их здоровья. В конечном итоге она способствует их успешному развитию и становлению во взрослой жизни.