«Страх – самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх – страх неведомого», писал в своем эссе американский писатель и журналист, Говард Лавкрафт, работавший в жанрах литературы ужасов и мистики.
Страхи не отпускаю нас на протяжении всей жизни. И если кто-то скажет, что он ничего не боится, вспомните свою повседневную жизнь: мы неосознанно произносим фразу, начинающиеся со слов «Я боюсь…» Это может быть как простое «Я боюсь опоздать на самолет», «Я боюсь не успеть сделать к сроку», «Я боюсь потерять деньги», «Я боюсь старости». «Я боюсь…» может быть как мотивирующим к действию, так и парализующим волю.
Физиология страха
Страх –это древнейшая, сильноокрашенная эмоция, повышающая шансы человека на выживание. И ответственные за неё мозговые структуры находятся в более старых и глубоких центральных областях головного мозга, в так называемой лимбической системе, к которой относятся гиппокамп, миндалины, грушевидная доля и еще несколько мозговых структур. В головном мозге человека имеются две отдельные структуры: одна запускает реакцию страха, а другая – бегства.
В течение жизни мы накапливает опыт, который постоянно формирует нейронные связи между анализом осознаваемой ситуации и внутренней командой «Беги!» И страх –это своеобразное средство познания окружающей действительности, которое помогает избегать потенциально опасных ситуаций. А когда информации недостаточно, чтобы принять всесторонне продуманное решение, страх диктует стратегию поведения. Поэтому в стрессовой ситуации мы вначале действуем, а потом уже думает о том, как поступили.
Все страхи из детства
Работа с ментальным здоровьем человека часто находит источник деструктивного поведения именно в первичных реакциях, алгоритмы которых были заложены в нейронных связях глубоких слоев мозга. Агрессивность, повышенная нервозность, возбудимость с различными соматическими симптомами, панические атаки, депрессии, головные боли, вредные привычки, проблемы в сексуальной жизни – это всегда внешнее проявление наших внутренних реакций на страх. Всё это – крона большого раскидистого дерева, корень которого – страхи, лежащие в подсознании и заложенные в раннем детстве.
В 2–3 года особенно ярко проявляются основополагающие страхи – боязнь темноты и животных. К 4 годам обостряется боязнь воды, высоты и страшных сказочных героев. К более осознанным 5–6 годам начинается боязнь несчастных случаев, катастроф, стихийных бедствий. В 7–8 лет – страх потери кого-либо из родных. В младшем школьном возрасте социальные страхи.
Страхи могут быть как реальными, так и воображаемыми. При этом ощущение страха может быть острым или хроническим. С возрастом каждый из них может разветвляться на более осознанные страхи. Так страх темноты может породить большое количество неврозов, а может и не уйти и во взрослой жизни. В терапии встречаются случаи, когда люди не могут засыпать без включенного полного света в комнате. Это не может не влиять на их личную жизнь с партнером.
Все страхи в жизни человека условно делятся на две большие группы: возрастные и невротические. Возрастные страхи – это страхи, которые свойственны тому или иному детскому возрасту. Невротические страхи разделяют на фобии и невроз страха или генерализованное тревожное расстройство, которое всегда направлено в будущее: это некоторая модель реальности в нашей голове.
Иногда детский невроз страха может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи – наследование типа нервной системы и ее особенностей, межполушарной асимметрии головного мозга.
От типа нервной системы может зависеть и как человек переживает чувство страха. Например, паническая атака, характеризующаяся быстрым нарастанием страха и, в большинстве случаев, кратковременностью, может сопровождаться неприятными физиологическими состояниями: учащенным сердцебиением, чувством удушья, болью в груди, головокружением, диарей, тошнотой.
Часть невроза страха может иметь генерализованный характер, не связанный с определенными ситуациями – свободно плавающая тревога. В отличие от панических атак она не возникает внезапно и эпизодически, а существует длительно и сопровождается разнообразными соматическими жалобами: мышечное напряжение, потливость, дрожь, постоянная нервозность, сердцебиение, головокружение, возможными болями в верхней части живота.
Большое количество ситуаций, связанных со страхом в нашем детстве, связанно с реальными событиями, такими, как темнота, закрытая комната, громкие звуки, природные события, гроза, бурные воды реки. И большое количество детских игр направлено на то, чтобы адаптироваться к этому. Например, прятки, когда нужно укрыться в «темном» и «тесном» месте, переводит эти понятия из категории «страшно» в противоположную «защита», заменяя в голове нейронные связи «страха» на «выход».
Но часть страхов в детстве у ребенка порождаем мы, взрослые: мамы, папы, бабушки, старшие братья и сестры, а также воспитатели и учителя. Мы неосознанно транслируем наши собственные страхи детям, которые чутко улавливают любую тревогу или напряжение взрослых.
Еще во время беременности самочувствие, мысли и страхи мамы напрямую чувствует и плод. Это те страхи, которые наиболее тяжело прорабатывать во взрослом возрасте, так как их корней мы можем совершенно не знать, как и то, что именно это прописано в нашей психике. Одним из них может быть страх жизни, как продолжение проекции страха матери о будущем ребенка, о социальной защищенности как ее самой, так и младенца, возможные мысли об аборте.
Кроме повышенной тревожности, поводом для возникновения детских страхов является большое количество запретов, попытка оградить от опасности малыша громкими криками, воспитание, конструктивное запугивание, тревожность родителей, конфликтные ситуации в семье, разговоры при ребенке о смерти, болезнях, пожарах, войнах. Дополнительные источники страха – книги и СМИ. И если детские сказки работают как тренинг в восприятии страшных персонажей, то богатая фантазия создателей мультфильмов и фильмом при современной технологии не имеет пределов воздействия. Иногда связанные с этим детские страхи принимают очень тяжелые формы.
Правильно пережитый в детстве страх потерять родителей или их любовь напрямую влияет в дальнейшем на страх потерять партнера. «Если я не буду хорошим, меня разлюбят» подчас влияет на нас всю оставшуюся жизнь. В раннем школьном возрасте на нас влияет страх «Я должен быть лучшим, иначе меня не будут уважать», в подростковом – «Если я не буду популярен, я никто», в молодости – «Я должен достичь успеха сразу, иначе я провалюсь», в зрелом возрасте – «Если я не достиг всего к 40 годам, значит, я потерпел неудачу», а далее – «Старость – это конец полезной жизни».
Трансформация детских страхов во взрослой жизни
У каждого из нас было разное детство, каждый получил уникальный опыт, на котором сформировал свою «карту страхов», которая закрепилась в сознании, сформировав на основе интерпретации опыта личность, характер, комплексы, поведенческие установки. Большинство помогает нам в жизни. Некоторый пережитый опыт делает сильнее, умнее, успешнее. Но некоторый, лежащий глубоко в подсознании, – мешает и тормозит, не давая нашему сознанию оставаться чистым.
Это как точка ржавчины на поверхности металла, которая будет разрастаться, попадая в агрессивную среду, аккумулируя вокруг негативную информацию, которую сложно экологично для ментального здоровья переварить.
Можно не увидеть связи между провалами на собеседовании или презентации проекта с таким фактом из детской жизни, как уход отца из семьи. А здесь может оказаться целых две установки, которые критично будут работать в дальнейшем. «Меня не выбирают – поэтому папа ушёл к …»: касаться эта установка может как в принятии нас в партнерстве, в рабочем коллективе, на собеседовании, так и в работе с такими сущностями, как деньги, которые могут нас не выбирать. Вторая установка – разрушение архетипа «Кормильца», формирующегося на базе способности мужчин в роду добывать и обеспечивать себя и близких.
Поток новых страхов во взрослой жизни из СМИ
Сегодня, во взрослой жизни, мы сами впускам в свое пространство глобальный источник страха – СМИ.
СМИ часто раздувают прогнозы о предстоящем экономическом крахе, что вызывает у людей тревогу за свое финансовое будущее. Это может приводить к паническим действиям, снижению уровня доверия к собственным решениям и повышенному уровню стресса.
Постоянные сообщения о политических кризисах, протестах и войнах усиливают ощущение нестабильности и опасности в мире. Это приводить к страху перед будущим и недоверию к политической системе.
Регулярные новости о терактах создают ощущение, что угроза повсюду, что приводит к повышенной настороженности к окружающим, нарушает внутреннее спокойствие и может формировать враждебное отношение к другим.
Новости о росте преступности и насилия создают ощущение небезопасности даже в привычной среде, что может вызывать постоянное чувство опасности и недоверие к окружающим людям.
Освещение эпидемий или возможных новых вспышек болезней усиливает тревожность и страх за здоровье приводит к гипервозбудимости, паранойе и навязчивым мыслям, что нарушает спокойное восприятие реальности.
Частое, упоминание о глобальном потеплении и его последствиях может привести к чувству беспомощности и потере веры в способность влиять на свою жизнь.
Сообщения о падении качества образования или крахе системы образования вызывают у родителей тревогу за будущее своих детей. Это может привести к излишнему давлению на детей и усилению стресса в семье.
Новости о том, что искусственный интеллект может заменить людей в работе или выйти из-под контроля, усиливают тревогу по поводу будущего, что это может вызывать страх потери работы или контроля над своей жизнью.
Все эти страхи, поддерживаемые СМИ, могут засорять сознание негативными мыслями и тревогами, что мешает человеку воспринимать мир объективно, сохранять спокойствие, поддерживать внутреннюю гармонию и сохранять сознание чистым.
Перестать бояться и начать жить
С частью страхов мы сами вполне успешно справляемся. Но часть остается неподвластна нашему рациональному, но подвластна продолжающейся коррозии. Что и понятно с точки зрения как физиологии, так и психологии, потому что уже заложено сформировавшимися нейронными связями, перепрограммировать которые возможно только получив новый эмоциональный опыт. Как это сделать, если время не вернуть вспять и нет машины времени?
Метод регрессии в сочетании гипноанализом эффективно справляется с этой проблемой. Программа «Траблшутинг Сознания» поэтапно при прохождении пяти модулей может скорректировать уже сформированную жизнью программу и создать новые, желаемые паттерны поведения. Она эффективно справляется со всеми описанными выше страхами. В том числе и со страхом жизни, импульс которого получил плод внутри утробы. И с той частью «страхов жизни», которые берут свое начало еще раньше – в родовых программах.
Несколько поколений, рожденных в нашей стране, прошедшие вместе с ней сложный путь начала XX–начала XXI веков, на уровне генетического кода впитали страхи социальных пертурбаций и социальных деформаций своих предков. Эти установки обычно не замечают, так как изменения оказались растянуты на десятилетия. Они привиты большинству рожденных в СССР. Эти родовые установки заставляют жить в нищете и довольствоваться тем, что кто-то другой даст, сделает, решит, поможет, обяжет. Средний человек, впитав их с детства, мириться с этой реакцией и считает чертой своего характера. Но в процессе такой «недожизни» человек неуспешен, боится быть лидером, чувствует, что не достоин лучшего: успеха, богатства, свободы самореализации, счастья быть собой.
Сегодня многие начинают путь к осознанному существованию. И многие уже увидели эти проблемы в себе, те, с которыми обычными методами работы с сознанием не удается получить результат. И тогда они обращаются к специалистам. Программа «Траблшутинг Сознания» – то, что за 8 недель онлайн-сессий, помогает эффективно очистить сознания от «багов» прошлого.