Найти тему
Искусство космоса

Музыка о космосе, как она начиналась

Рассказ о многих музыкантах, которые воплощали свою лунную одержимость в песнях.

С незапамятных времен мы, земляне, были очарованы космосом и возможностью существования жизни на других планетах. Наше видение иногда было апокалиптичным (роман Герберта Уэллса "Война миров" 1898 года), иногда безобидным (блокбастер Стивена Спилберга "Инопланетянин" 1982 года), но всегда очень творческим - и неудивительно, что с развитием технологий музыканты стали использовать все более странные инструменты. Звуками их инструментов, наши межпланетные мечты были обыграны в песнях.

В 1962 году, когда космическая гонка была в самом разгаре, Джо Мик привлек внимание публики, написав инструментальный хит "Telstar" для британской группы The Tornados. Записанный в лондонской квартире, которую Мик использовал в качестве студии, трек, вдохновленный запуском 10 июля 1962 года одноименного спутника связи, быстро стал популярным и возглавил рейтинг Billboard Hot 100 в США. Благодаря своему характерному звучанию на клавиолине, “Telstar” впервые дал слушателям почувствовать вкус космических путешествий: именно так, должно быть, это звучало в домашних акустических системах.

К концу десятилетия высадка на Луну привела мир в неистовство. Легендарный музыкант-аутсайдер рокабилли Stardust Cowboy выпустил в 1969 году песню “I Took A Trip On A Gemini Spaceship”, в которой причудливое сочетание перкуссии на ударной установке и клавишных глиссандо создавало по-настоящему отстраненную атмосферу. Это, безусловно, привлекло внимание молодого Дэвида Боуи, который в том же году взлетел до небес, выпустив “Space Oddity”. Представив себя в образе майора Тома, одинокого путешественника, “сидящего в консервной банке высоко над миром”, Боуи обратился к Рику Уэйкману, чтобы тот придал песне невесомость с помощью меллотрона, в то время как его собственные стилофонные записи, подобно азбуке Морзе, транслировались другими звездами.

Одержимость Боуи космосом была долговременной - от Life On Mars? до “The Rise And Fall Of Ziggy Stardust и даже обложки "Gemini Spaceship" Stardust Cowboy’s в 2002 году. Безусловно, он помог превратить научную фантастику из нишевого жанра в приемлемый мейнстрим. Элтон Джон черпал вдохновение в “Space Oddity”, когда в 1972 году выпускал “Rocket Man”, в то время как бывший фронтмен Velvet Underground Лу Рид привлек Боуи к продюсированию альбома “Transformer”, который включал в себя потрясающую композицию "Satellite Of Love".

-2

В то время как Боуи создал персонажа для собственного воплощения, авангардный джазовый "психонавт" Сун Ра полностью утверждал, что спустился на Землю с Сатурна. Возглавляя свою Arkestra, Ра провозгласил своей миссией распространять мир и любовь по всей вселенной с помощью своего афрофутуристического джаза. Обширная дискография Ра, варьирующаяся от свинга до фьюжн-фрика, представляет собой целую вселенную.

Майлз Дэвис, между тем, был гораздо более приземленной личностью, но эксперименты по термоядерному синтезу, которые он начал с Bitches Brew 1970-х годов, привели его к самым крайним пределам галактики. К тому времени, когда в 1975 году он выпустил концертную запись "Agharta", его группа, казалось, каждую ночь разрывала границы пространственно-временного континуума. Возникнув из психологического андеграунда конца 60-х, группа, получившая обобщающий термин “space-rock”, взяла за основу фри-джаз и фьюжн, чтобы раздвинуть границы того, на что способна рок-группа.

Pink Floyd записали “Interstellar Overdrive” еще в 1967 году, в то время как Hawkwind, возможно, типичная спейс-рок-группа, отправилась на поиски космоса в 1972 году, взяв с собой будущего фронтмена Motörhead Лемми для записи “Silver Machine”.

Тем временем в Париже Дэвид Аллен основал прогрессивную группу Gong, в состав которой входил корнетист Дон Черри (Don Cherry), работавший под влиянием джаза, и которая в конечном итоге создала свою собственную мифологию, в частности, в “Radio Gnome Trilogy”, которая была выпущена в 1973 году с "Flying Teapot" и следовала за "Zero The Hero".

Парижские авангард-рокеры Magma в полной мере использовали мифологизацию, выпустив более 20 концертных и студийных альбомов, рассказывающих о жизни на планете Кобия, и все они исполнены на языке, придуманном вдохновителем Magma Кристианом Вандером, Kobïan (своего рода клингонском для спейс-рок-братства).

Не то чтобы межгалактическая война была прерогативой мозговых рокеров, играющих перед толпами восторженно кивающих фанатов. По мнению Джорджа Клинтона, это была захватывающая битва, в которой нужно было победить, и его коллектив Parliafunkadelication Thang призвал слушателей “освободить свой разум, и ваша задница последует за ним”. Под знаменем парламента Клинтон предвидела столкновение между такими людьми, как вечно непутевый сэр Ноуз Д'Войдоффанк и Звездный ребенок с пистолетом в руках, которому помогал доктор Франкенштейн. Серия альбомов, начиная с Mothership Connection, воплотила эту историю в жизнь, а во время живых выступлений команда P-Funk поставила на сцену полноразмерный mothership.

-3

В 70-е годы Kraftwerk тоже использовали реквизит, чтобы оживить свой мир, и дошли до того, что вместо них на сцену вышли роботы-двойники. Все это дополняло их тонко отлаженную мифологию – “We are the robots”, - иронично заявили они на своем новаторском альбоме 1978 года "The Man-Machine", и поклонники с готовностью согласились с ними.

В этот альбом вошлаSpacelab”, в значительной степени инструментальная песня, продолжившая то, на чем остановился Джо Мик в “Telstar”: не было необходимости петь о космосе, когда под рукой была технология, позволяющая создать его в студии.

Новаторский подход Kraftwerk к использованию синтезаторов и клавишных был поддержан коллегами-исследователями из Германии Tangerine Dream, которые отправляли своих слушателей во все более дальние путешествия с альбомами, подобными "Phaedra" и "Rubycon", каждый из которых, казалось, открывал новую музыкальную галерею.

Вангелис тоже ухватился за новые возможности, такие как Love Theme из "Blade runner", пополнив растущий поток музыки, которую Брайан Ино назвал “ambiet". Неудивительно, что Ино создал множество непревзойденных шедевров в своём жанре, не в последнюю очередь Apollo: Atmospheres And Soundtracks, совместный альбом 1983 года со своим братом Роджером и Даниэлем Лануа. Немногим менее десяти лет спустя этот альбом вдохновил The Orb на запись альбома Adventures Beyond The Ultraworld, положившего начало тому, что группа называла музыкой в стиле “эмбиент-хаус”.

-4

Ultraworld - это, по сути, космическая экскурсия, которая совершается исключительно в воображении. Таким образом, это напоминание о том, что Вселенная теоретически может быть безграничной, как и способность человеческого мозга к изобретательству.

Культурное и творческое разнообразие планеты Земля было отмечено в 1977 году, когда НАСА запустило космический корабль "Вояджер", на борту которого находилась золотая пластинка "Вояджер". Диск, содержащий разнообразные звуки природы, встречающиеся на Земле, наряду с аудиопоздравлениями на 59 языках, также включал 90-минутную музыку из таких отдаленных стран, как Германия, Мексика, Великобритания, Индонезия и Перу, демонстрирующую великолепное разнообразие стилей, от вокальных распевов до народных песен коренных народов и джаз, благодаря “Меланхоличному блюзу” Луи Армстронга. Достигнет ли это когда-нибудь ушей инопланетян, еще предстоит выяснить.

  • При написании статьи использовалась информация с таких источников как:

yandex.ru

mail.ru

rutube.ru