В 1974 году на смену божественному Citroen DS пришел не менее интересный CX, с честью принявший знамя флагмана французской марки. Знаменитая «богиня» DS выпускалась двадцать лет и разошлась по миру тиражом в 1,5 миллиона экземпляров, поэтому к разработке преемника подошли со всей серьезностью!
С середины 1960-х одновременно реализовывались два проекта! Один из них касался комплексного обновления DS, другая команда работала над разработкой абсолютно новой модели, ставшей впоследствии Citroen CX. Руководство Citroen предоставило Роберту Опрону полную свободу действий, в рамках разумного, конечно. Хотя, когда изучаешь технические решения французских машин прошлого невольно задумываешься: «какие препараты принимали инженеры?»…
Существовало мнение, что классический трехобъемный кузов (седан) позволит привлечь более консервативную публику и покупателей других марок, поэтому такой проект был создан. Но когда его показывали генеральному директору Citroen Пьеру Берко, Опрон увидел в глазах начальника тоску и отвел его «за ширму» где стоял практически финальный макет кузова будущего СХ – после этого ни о каком седане в его классическом виде не могло быть и речи! При этом, технически CX тоже седан, заднее стекло вместе с крышкой багажника как на хетчбэках у него не поднимается.
Мягкие линии Citroen DS были прекрасны, но 1970-е требовали другого, поэтому сохранив концепцию каплевидной формы, кузов сделали гораздо современнее. Большое внимание было уделено аэродинамике, даже название модель получила от коэффициента аэродинамического сопротивления Cx. Основой послужил представленный в 1967 году концепт Pininfarina 1800 Aerodinamica, изначально предназначавшийся British Motor Corporation, но вдохновивший также и других производителей, например, оформление передней части концепта копируется Ferrari 365 GTB/4, более известной как Daytona.
Одним из главных преимуществ CX был комфорт, обеспеченный гидропневматической подвеской. Автомобиль не ехал, а буквально плыл по дороге. Водитель и пассажиры восседали в шикарных креслах, также вносивших вклад в изоляцию салона от внешних «шумов» и вибраций. И сегодня, спустя 50 лет, подвеска CX впечатляет своей технологичностью и комфортом. Особенно если исправна…
Начало 1970-х ознаменовалось топливным кризисом, поэтому двигатели с количеством цилиндров больше четырех прошли мимо CX, как и V6 от Maserati, использованный в Citroen SM, и роторно-поршневой двигатель Ванкеля, чрезвычайно ненадежный и капризный. В отличие от DS, двигатель в CX расположен не продольно за передней осью, а в переднем свесе поперечно и наклонен вперед. Под капотом расположено и запасное колесо. Компоновка может показаться странной, но и у многих моделей Audi двигатель «висел на носу».
Citroen CX комплектовался только четырехцилиндровыми двигателям, но в широком диапазоне, включая атмосферный дизель и бензиновый с турбонаддувом. В 1977 году появилась версия GTi с 2,4-литровым бензиновым двигателем с впрыском Bosch L-Jetronic, мощностью 128 лошадиных сил, позволявшим обтекаемому автомобилю разгоняться до 190 км/ч. Позже к двигателю «прикрутили» турбонагнетатель, увеличив максимальную скорость до 220 км/ч. С разгоном 8 секунд до «сотни» CX уже прилично смотрелся рядом с немецкими конкурентами. 2,5-литровая турбодизельная версия имела 120 лошадиных сил и разгонялась до 100 км/ч за 11 секунд (быстрее дизельной «пятерки» BMW). Конечно, были доступны автоматические коробки передач, хоть большинство европейских машин были с «механикой».
Интерьер французских машин, а главное – приборные панели старых Citroen это отдельный вид искусства. Не всегда это удобно, но красиво точно! Позже появились классические приборы, но вращающиеся вокруг своей оси цилиндры на ранних моделях – зрелище завораживающее. Плюс односпицевый руль! Покупателям были доступны электрические стеклоподъемники, кондиционер, различные материалы обивки и прочие блага цивилизации.
Миллионный CX выпустили осенью 1987 года, а в 1989 году седан сняли с производства, универсал собирали еще два года, на мощностях предприятия Heuliez. Всего было выпущено 1 042 460 Citroen CX. Для недешевого высокотехнологичного продукта очень не плохо. Автомобилем пользовались президент Франции Жак Ширак, американская актриса супруга князя Монако Грейс Келли, глава ГДР Эрих Хонеккер. Восточногерманская разведка Штази имела в своем автопарке 30 турбовых CX, а универсалы пользовались большой популярностью у Скорой помощи – гидропневматическая подвеска очень бережно "относилась" к лежачим больным. В 1975 году CX удостоился звания «Европейский автомобиль года»! Хорошая была машина, последующий Citroen XM даже близко не приблизился к успеху DS и CX.
Фото autowp.ru