Найти тему
Иван Лелеков

Старая мельница

Когда я был маленьким (было мне тогда не более десяти лет, а то и того меньше), дедушка мне рассказывал эту историю. Рассказывал довольно часто – благо мне она нравилась и я сам просил мне ее рассказать. Были у него в запасе и другие истории – но они отложились в памяти как-то обрывочно, сейчас уже толком и не вспомнишь, в чем там смысл и каковы все основные события и действующие лица. Да и рассказы эти были зачастую про какие-то отдельные эпизоды из в основном его детства, и в общую историю складываются плохо. А этот рассказ запомнился довольно хорошо и имеет четкий сюжет – о нем и пойдет у нас речь.

Когда это было точно – неизвестно, в каком веке – тоже. Может, в начале двадцатого, а, может, и еще раньше. Во всяком случае, народная молва оказалась очень живучей, сохранив детали тех событий (скорее всего, многое уже потом было присочинено охочими до сплетен селянами).

Итак, в некоем времени в Забайкалье жил-был один крестьянин, крестьянин – зажиточный. Он не только имел большое хозяйство, но и держал собственную мельницу. Расстояния между сибирскими селами и сейчас немаленькие, а тогда населенные пункты и подавно находились друг от друга очень далеко. Таких мельниц на всю округу было раз-два и обчелся. А в данном случае – всего одна на село. И совсем ничего – во всей округе. Вот и ходили сельчане молоть муку к этому мужику. Не помню точно, как его звали, но назовем его Захар.

Как уже было сказано, хозяйство у этого Захара было большое, свою муку надо было молоть – до односельчан ли тут? Бывали периоды, когда мельница была сильно загружена работой по помолу. Тогда хозяин предлагал нуждающимся в помоле людям молоть ночью – днем-то он сам молол или кто-то другой из того же села. Но люди от ночных помолов отказывались за редким случаем. Потому как нехорошая слава водилась за этой мельницей. Днем там можно было молоть совершенно спокойно, но ночью в мельнице хозяйничали черти. И так они доводили тех, кто отваживался там молоть, что те в панике сбегали прочь, так и не сумев сделать запланированную работу.

Среди сельчан встречались и те, кто в чертей и всякую бесовщину не верил и надеялся свободно перемолоть зерно на муку.

Неизвестно, сколько времени прошло со дня постройки мельницы и того момента, когда в ней поселилась нечистая сила, но уже в то время, когда ночью туда никто бы не пошел ни за какие коврижки, нашлось трое братьев, которые посчитали, что все рассказы о творящемся в мельнице – чушь, и попросили у хозяина помолоть зерна.

Он сослался на то, что днем она уже занята помолом другого зерна, и он может дать им мельницу в пользование только на ночь. Братья, может быть, подождали бы того времени, когда можно будет помолоть днем, но больно уж время поджимало – муки дома почти не осталось, и печь хлеб было не из чего. Братья поразмыслили и решили, что втроем и ночь переждать не страшно. Подумали, что хотя бы один мешок помолоть они сумеют, а там, если и вправду невмоготу станет, они уедут домой.

Делать нечего – поехали. Дождавшись, когда уйдет Захар, они сняли мешки с зерном с конской телеги и прошли в мельницу. Там они расположились как положено, засыпали зерно в дробилку и стали ждать, когда оно размелется. А сами сели за стол и решили поужинать – время-то было вечернее.

Тут-то и началось самое интересное. Сначала запел петух – что само по себе было противоестественно, ведь обычно они пели на рассвете. Так нечистая сила провозгласила свое появление. Потом пошла дьявольская свистопляска – гам, свист, дикий смех, непонятное веселье, другие громкие звуки, могущие своей силой свести с ума кого угодно. Только вот не было видно никого, кто бы эти звуки издавал. Обладатели этих голосов оставались невидимыми, а звук шел как будто не из уст живого существа, а словно от самой мельницы. Братья крепились, терпели, важно было прождать немного – и мука бы вся промололась. Сначала они хотели пропустить ее через жернова несколько раз – чтобы качество конечного продукта стало выше, но тут такой поднялся шум, что стало не до того – как бы хоть раз обернуть зерно через жернова.

Но дьявольская свистопляска – это только начало. Невидимые человеческому глазу, черти стали пакостить братьям. Младший сидел в углу, старший и средний – рядом друг с другом с другого конца стола. Всем стало не по себе, несмотря на все свои дневные заверения, что им море по колено. Страх от всего того шума и гама, что поднялся в мельнице, все испытывали нешуточный. Старшему брату, наклонившемуся, чтобы взять хлеб, один из чертей отвесил смачный подзатыльник, захихикав при этом мерзким голосом. Старший брат, не долго думая, выпрямился и ударил кулаком среднего по лицу. Слава богу – несильно. Средний из братьев непонимающе уставился на старшего – он-то никаких затрещин никому не делал и не видел проделок нечистой силы, ровно как и своей вины в чем-либо. Так и началась их драка. А младший брат, испугавший бешеных глаз старшего, забился в угол и заскочил в мешок, в который они собирались ссыпать муку из дробилки. Водившиеся в мельнице черти обладали такой силой, что с помощью нее могли не только нагонять страх на людей, но и усиливали все их темные наклонности. Братья, может, так бы и поубивали друг друга, но тут один из них возьми да вспомни про Бога. И пелену перед глазами как рукой сняло. Смог он вразумить своего брата, и драка между ними прекратилась.

И до того не по себе им стало, что решили они убираться подобру-поздорову. Что было силы бросились прочь и выскочили на улицу. Как только переступили порог – все дьявольские пляски чертей смолкли, словно ничего и не было. Стоят, смотрят – обычная ночь, тишина. Но возвращаться назад не посмели – так им было боязно снова очутиться там, где правят бал слуги Нечистого. Младшего брата они в мельнице не видели и решили, что тот уже убежал от дьявольского наваждения. Внутрь они все-таки ненадолго заскочили, выключили механизм дробления – чтобы не сломать жернова, когда зерно перемелется и процесс мукомола пойдет вхолостую. Заодно и осмотрелись – не было нигде младшего брата.

Затем они поспешили поскорее убраться из этого нехорошего места и уехали домой. Не найдя там младшего брата, они посчитали, что его утащила с собой нечистая сила. Возвращаться туда ночью никто из них не отважился – настолько сильно обуял их страх.

А младший так и сидел в мешке – ни жив, ни мертв. Он даже сумел каким-то образом уснуть, но сон этой был не обычный, а кошмар, насланный чертями. Снилось ему, как они утащили его в свою страну и мучили там. Но ничего – он перенес все пытки (не столько физические, сколько нравственные) и продолжал спать с наступлением утра, когда вся нечисть утратила свою силу на земле.

Утром же, с первыми петухами два других брата вернулись в мельницу – посмотреть, что там да как. Заодно и узнать – не появился ли их младший. Найдя мешок в углу, они развязали его. Когда оттуда высунулась запыленная мукой голова неведомого существа, оба чуть не грохнулись в обморок со словами «Чур меня, чур!». Младший брат все же смог донести до них то, кто он есть на самом деле. Так он счастливо нашелся.

Хозяин оказался добрым – дал братьям домолоть их зерно. Но больше после того случая они ночью в мельницу не совались – такую охоту водившаяся здесь нечистая сила у них напрочь отбила.

Прошло какое-то время. Ночью в мельницу больше никто ходить не отваживался. Дурные вести про мельницу разнеслись уже не только по селу, но и по окрестным деревням.

Жил в селе один парень по прозвищу Детинушка. Прозвище свое он получил за свои громадные размеры – был он росту высокого и коренастого телосложения. Про таких говорили: и топором не убьешь. Чувствуя в себе силу богатырскую, Детинушка никого и ничего не боялся. На все россказни о мельнице он лишь усмехался, как бы говоря – пустили бы меня туда, я бы показал этим чертям, где раки зимуют. В мельнице (во всяком случае, ночью) он до этого как-то не бывал.

Но вот настал день, когда ему надо было намолоть муки, а днем мельница оказалась занята. Детинушка без особых колебаний решил помолоть зерно ночью. Надеясь на свою природную силу, он никакого страха перед разными россказнями о водившейся в мельнице нечистой силе не испытывал. Пусть эти самые черти появятся – он им сразу даст прикурить.

Расположившись перед закатом в мельнице, Детинушка засыпал зерно в дробилку и прилег на лавке у стены. Ноги за день у него устали, да и жарко им было в обуви. Он ее снял, ноги вытянул, давая им отдых.

С сумерками все и началось. Сначала раздался петушиный крик, потом – понеслось дьявольское веселье. Кто-то невидимый гоготал, хохотал, свистел, галдел. Этих голосов было очень много – они гудели словно толпа народу в базарный день. Детинушка сначала кричал на невидимых супостатов, грозил им всевозможными карами. За его большими габаритами и недюжинной силой скрывались не совсем далекие умственные способности. Психически нездоровым он не был, но от остальных сельчан отличался некоторой замедленностью процессов в голове. Если кто-то мог обдумать свои мысли быстро, то Детинушка на то же самое затрачивал куда больше времени. Да и решения его порой бывали до ужаса прямолинейными.

Вот и сейчас он от угроз перешел к делу. С собой он прихватил ружье и топор. Погрозив чертям этим оружием, он принялся махать топором, надеясь «задеть» тех, кто был вокруг. По его мнению, невидимые вороги стояли совсем рядом, и, хотя их нельзя было узреть глазом, зато – можно воздействовать разными подручными средствами. Но толку от таких действий не было. Никого Детинушка своим топором не зарубил, только силу зря прилагал.

А свистопляска набирала обороты, становясь все громче и нестерпимей – хоть на стены лезь. К тому же кто-то невидимый саданул сидевшего на скамье Детинушку по затылку – затрещина получилась довольно сильной даже для такого кряжистого да плечистого молодца. Детинушка не думая тут же взмахнул топором, который не выпускал из руки. Если бы его ударил обычный человек, то жить бы ему оставалось недолго – реакция Детинушки была быстрой. Но, никого позади парня не задев, топор вонзился в стену.

Голоса в мельнице слились в громогласный хор, долбивший по и так настрадавшимся ушам Детинушки с силой многопудового молота, сводя с ума. Терпел он, терпел – да и решил, что пора убираться отсюда подобру-поздорову, пока не случилось чего еще более дурного. Он – руки в ноги и давай на улицу. К тому времени черти так его напугали, что он даже одеть сапоги забыл – выбежал на улицу босиком. Вскочил на коня – и давай деру. Верхом не каждый конь годился Детинушке – больно ноги у него были длинными, все до земли доставали. Слишком низким оказался и этот конь – Детинушка со страха так его пришпорил, что и остановить смог не сразу. А пока ехал – все ноги пообдирал об дорогу, разные кусты да травы. Приехал домой – ноги все в ссадинах и порезах. Но хоть живой и в остальном невредимый возвратился – и на том спасибо.

С тех пор прошло еще какое-то время. Пришла к Захару одна вдова – ей надо было тоже намолоть зерна. Овдовела она не так давно, на мельницу сама хаживала всего пару раз, да и то днем. До этого делами помола в ее семье ведал муж, и с мельницами она вплотную не сталкивалась. Захар сказал, что мельница свободна только ночью, и в ближайшие дни в светлое время будет занята. Вдова – назовем ее Аксинья – согласилась молоть ночью. Хозяин предупредил ее о нечистой силе, но женщина ничего не возразила. Вечером он передал ей мельницу. Наутро приехал и спросил, как помол. Сам он при этом плохо скрывал лукавую усмешку – знал, что ночью никто молоть в его мельнице не может. И каково же было его удивление, когда Аксинья сказала, что намолола полный воз муки, теперь надолго хватит и ей, и ее ребятишкам. Захар не поверил, попросил показать ей мешки. Открыл один – мука, второй – тоже. Ей он никак не верил, но факт помола был неспорим. На вопрос, как же ей это удалось, Аксинья лишь хитро улыбалась, так и не рассказав никому о своем секрете.

А Захар был человеком любопытным, и решил в следующий раз, когда вдова будет молоть, подсмотреть за ней – что и как она будет делать. К тому же, Захар подозревал, что неспроста она перемолола муку – с нечистой силой водится, раз черти в мельнице ее одну не тронули, а всех остальных по ночам выживали прочь.

Случай, которого дожидался Захар, случился нескоро. Да и то ему пришлось схитрить – соврать, что мельница днем занята, хотя она и была свободна от помола. Больно уж ему не терпелось поглядеть за тем, что будет делать Аксинья.

И вот с наступлением темноты он сделал вид, что уезжает из мельницы с возом намолотой муки, а сам свернул до ближайшей рощи, оставил там своих коней с возом, а сам вернулся к мельнице полями и из кустов стал наблюдать за Аксиньей. Смотрит – она перетаскала в мельницу все мешки с зерном, оставив воз пустым. Потом она долго не появлялась на улице, и Захар стал гореть от нетерпения. Он подошел к окну мельницы и украдкой заглянул внутрь. Вдова ссыпала зерно из мешков в дробилку, насыпав ее в конечном счете до самого верха. Закончив это дело, она запустила механизмы дробления, а сама ушла к своей телеге, распрягла лошадь, задала ей сена, соорудила там себе нехитрую лежанку, перекрестилась и отправилась на боковую.

Сколько не следил за ней Захар, а ничего нового так и не выследил – Аксинья знай себе похрапывала, и горя не видала. Захар угнал лошадей с телегой домой, распряг их там, а сам на другом коне верхом вернулся к мельнице. Аксинья по-прежнему спала в своей телеге – и проспала так до самого рассвета. Захар остался доволен – хоть вдова не оказалась ведьмой или еще там кем из этого рода. А Захар долго потом корил сам себя: как можно было не догадаться, что раз нечистая сила не выходит за пределы мельницы, то можно спокойно засыпать зерном дробилку, чтоб его хватило до самого утра, и спокойно покинуть нехорошее место.

Вот и весь сказ. Не знаю, что в нем правда, а что – вымысел или позднейшие наслоения народной молвы. Так мне все рассказал дед. Если я и прибавил какие-то подробности по ходу моего изложения – так это или из-за того, что память по прошествии лет выветрила часть из рассказанного дедом и мне пришлось дополнять эти пробелы. Но в основном я рассказал эту историю так, как сам ее услышал.

май 2010 года

Кому небезынтересно мое творчество
– просьба подписаться, лайкнуть, репостнуть, поддержать рублем. Это ускорит выход в свет новых публикаций. Ну и просто будет приятно – не зря стараемся.

Для поддержки на регулярной основеhttps://vk.com/donut/mir_history

Для разовой помощиhttps://vk.me/moneysend/ivan_lelekov

Подписывайтесь на группу «Вконтакте» (мой основной ресурс) https://vk.com/mir_history

Так же читайте другие мои статьи и исследования - https://dzen.ru/myr_history