"Контакт" - роман, написанный и выпущенный в 1985 знаменитым американским астрофизиком Карлом Саганом. Русский перевод появился в 1994 году. Роман сразу стал в США бестселлером.
А в 1997 вышел на экраны одноименный фильм режиссера Роберта Земекиса с Джоди Фостер в главной роли.
О чем фильм?
Поскольку и роман, и фильм давно известны, вкратце суммирую содержание ради ясности. В заглавие вынесен факт контакта землян с внеземной цивилизацией, и действие в фильме происходит, якобы, в период президентства Билла Клинтона (он показан на экране как действующий президент США, то есть между 1993 и 2001; романе решающие события происходят 31 декабря 1999 года).
В разумных инопланетян истово верит главная героиня, Элли, полное имя которой - Элеонора Эрроуэй. Рано умерший отец с детства приобщил ее к радиоастрономии, и она посвятила жизнь поиску сигналов внеземных цивилизаций в рамках доселе существующего проекта SETI. Ей удается поймать и расшифровать сигнал из области звезды Вега, который не только содержит числовой ряд, но и инструкцию, как построить некое средство перемещения в другую область космоса (место в устройстве - только для одного участника).
После ряда перипетий Элли удается получить место единственного контактера. Устройство мгновенно перемещает ее на планету в системе Веги. Инопланетянин, вступающий с ней в контакт, принимает обличие ее отца и сообщает, что тоннели для сверхсветового перемещения между мирами существуют уже миллиарды лет, и Земля отныне тоже находится в содружестве этих миров. Но путешествие Элли по земным меркам длилось всего несколько секунд. Никто из представителей власти и науки не верит в ее реальное пребывание на той планете. Верят только ее любимый - проповедник Джосс, и толпы фанатов, встречающих ее после выхода с разбирательства, происходившего на высшем уровне в сенате США.
Таким образом, ключевой проблемой фильма становится проблема веры. Поначалу Элли отказывают в праве представлять Землю, поскольку она не верует в Бога (а 95% землян, якобы, веруют). Зато, как выясняется, она верует в инопланетян, причем верует фанатично, еще до всякого контакта.
Отличия от романа
В романе, конечно, все события изложены намного подробнее, а многое выглядит совершенно иначе.
Участников полета к Веге через "кротовьи норы" - пятеро, они представляют разные страны: Россию, Индию, Нигерию, Китай и США; от России летит астрофизик Василий Луначарский (якобы, потомок наркома Анатолия Луначарского). На далекой планете смоделированы земные пейзажи, и каждый из землян встречает там кого-то из любимых близких, что помогает наладить контакт. Однако по возвращении на Землю обнаруживается, что отсутствие экипажа длилось всего 20 минут, и никаких документальных записей о пребывания в системе Веги не сохранилось. Пятеро ученых тщетно убеждают свои правительства в истинности пережитого ими опыта. А Элли, изучая последовательность цифр в одиннадцатеричной записи числа Пи, сообщенной ей инопланетянами, приходит к выводу о том, что в этом коде содержится доказательство существования Бога-Творца.
В общем, тут тоже огромную роль играет проблема веры, хотя чисто научным вопросам уделено гораздо больше внимания, чем в фильме, где они по понятным причинам сильно упрощены.
Почему не понравился роман
Каюсь, читала я его довольно давно (в переводе), и перечитывать как-то не тянет.
Роман, написанный профессиональным астрофизиком - это своего рода сенсация, и понятно, почему он имел успех у публики. Всё, что касается радиоастрономии, функционирования обсерватории в Аресибо, технических вопросов работы астрономов - на высоте, иначе и быть не могло, Карл Саган знал "матчасть" не понаслышке. Ради этих подробностей роман прочитать, конечно, стоит.
Но сугубо литературная сторона мне показалась слабоватой. Текст очень многословный, рыхлый, не вполне выстроенный композиционно.
Я бы рискнула сказать, что образ главной героини, хотя и выписан с теплой симпатией, остался несколько абстрактным, поскольку Саган вряд ли хорошо разбирался в женской психологии. Образ Элли получился скорее сконструированным, нежели органичным. Единственное, во что веришь безоговорочно - ее привязанность к отцу, которого она потеряла так рано.
А главное - итог и вывод повествования.
Большинство американцев действительно религиозны, их так воспитывают с нежных детских лет, их президенты приносят клятву на Библии, да и на долларах красуется девиз In God we trust.
Потому тема религии и поиск существования Бога становится атрибутом якобы научной фантастики.
Но, как и в саге про "Раму" Артура Кларка, финал вызывает ощущение задачи с заранее "подогнанным" ответом. Ибо так - "правильно".
А значит, дальнейшие дискуссии излишни и невозможны.
Почему не понравился фильм?
Во-первых, он очень длинный и откровенно скучный. Я смотрела его в несколько приемов и пару раз хотела бросить это занятие. При этом "хорошее кино" в моем восприятии - это вовсе не боевик, где каждую минуту стреляют, взрывают, ругаются, кричат, бегут и красиво погибают. Боевики мне тоже скучны, я не вижу в них никакого смысла. Не будучи киноведом, не берусь объяснять, что такое "хорошее кино" в принципе, я говорю лишь про то, что нравится или не нравится.
Во-вторых, мне совсем не симпатична Джоди Фостер в роли Элли Эрроуэй. По-моему, крайне неприятная особа. Смотреть на нее больше двух часов - то еще удовольствие. Резкий голос, резкие движения, много суетится, временами истерит... Не знаю, что именно может в ней привлекать такого красавчика, как харизматичный проповедник Джосс.
В-третьих, тот самый мотив веры. Вроде бы любящий Элли проповедник Джосс предательски подставляет ее, задавая на решающих слушаниях вопрос - верит ли она в Бога. Он же знает, что она считает себя атеисткой. И вообще задавать такие вопросы публично, по-моему, верх бестактности. Человек может сам сказать - я верю (или не верю), но спрашивать его об этом в момент отбора контактеров с инопланетным разумом?... При чем тут вера вообще?.. Когда с экрана провозглашают, будто представлять Землю в межгалактическом сообществе достоин только верующий человек, это вызывает у меня тяжелое недоумение.
В-четвертых, напрасно создатели фильма привязали события к конкретной дате - конец 1999 года. Мы уже в 2024, и что?.. Где наши братья по разуму из системы Веги?.. Мне кажется, что в научной фантастике лучше избегать точных сроков, иначе рано или поздно всё это будет восприниматься как наивная сказка.
Я понимаю, что найдутся люди (в том числе среди моих читателей), которым нравится и роман, и фильм.
Повторяю: я излагаю здесь только свою точку зрения. С нею можно не соглашаться, но выражать свое несогласие настоятельно прошу в корректной форме.
Кстати, мне, напротив, понравился другой фильм о контактах с инопланетянами, и тоже с героиней - ученой женщиной: "Прибытие". Но о нем - в другой раз.
--