2003 год. Франция, Австрия, Германия. Режиссер Михаэль Ханеке. В ролях: Изабель Юппер, Беатрис Даль, Патрис Шеро, Оливье Гурме
Время апокалипсиса: 2003 год
Причина апокалипсиса: экологическая катастрофа
Масштаб апокалипсиса: Европа
Сегодня на нашем канале самый артхаусный постапокалиптический фильм в истории. Леденящее кровь кино от мрачного австрийского гения, многократного лауреата всевозможных кинопремий Михаэля Ханеке, густо замешанное, как это чаще всего и случается с артхаусными хитами, на религии и социальной психологии.
Само словосочетание «Время волков» не упоминается в Библии, однако тесно связано с темой постапокалипсиса, и метафорически обозначает период, когда люди позабудут про культуру, этикет и гуманизм и начнут вести себя как волки (в смысле по-зверски). Перед, после и во время конца света. Ханеке тут не цитирует какие-то конкретные священные тексты, а скорее опирается на поэтический термин.
Кроме того, существует еще и «час волка». В скандинавском и европейском фольклоре (швед. vargtimmen) — это время около 3-4 часов ночи, когда, по поверью, усиливаются кошмары, возрастает риск суицида, а также происходят сверхъестественные явления. Считалось, что именно в этот час наиболее активны волки и другие ночные хищники. Это время часто ассоциируется с ощущением одиночества, бессонницы, и сильной тревоги. Ингмар Бергман снял об этом одноименный фильм в конце 1960-х.
Уже из названия очевидно, что Ханеке не интересует дизельпанк и киберпанк, глобальное потепление климата, какие-то эпидемии и вообще медицина, атомная война, радиация и вообще политика. А волнуют его социальная отчужденность и нравственный упадок общества. В данном случае европейского, конечно. Хотя очень любопытно было бы посмотреть, чтобы он снял, пожив лет пять где-нибудь в Ивделе.
В фильме не очень четко сформулированы причины наступившего апокалипсиса, но, по массово сжигаемым трупам коров и других домашних животных, можно предположить, что произошло что-то из ряда вон выходящее.
Респектабельное городское семейство пытается пересидеть катаклизм в своем загородном доме. Они закупили продукты, взяли с собой ценные вещи и даже своего попугайчика и поехали в деревню. Однако планы их рушатся уже на пороге. Вместительный и надежный особняк со всеми удобствами заняли какие-то бродяги. Муж и отец активно протестует против захвата жилища, но получает пулю в лоб. А его жена и двое детей оказываются ограблены и выброшены на улицу.
Следующие жуткие полтора часа любимая актриса Ханеке Изабель Юппер и двое ее малолетних партнеров будут слоняться по разрушенной неизвестным бедствием провинциальной Франции и находить только боль, ужас, насилие, обман, предательство и всеобщее озверение.
Никто тут не будет выбривать себе ирокез, садиться на байк и вооружаться обрезом, чтобы терроризировать окружающих, как в «Безумном Максе». Никто не будет наряжаться в черное, поднимать на флаг переработанную свастику, призывать всех к порядку и устраивать диктатуру, как в «Воине потерянного мира». Никто не будет людоедствовать, как в «Дороге» или обращать кого-то в рабство, как в «Америке 3000». Постапокалиптический кошмар от Ханеке будничен и сер, он состоит из холода, грязи, яростных женских истерик и тупого, угрюмого мужского молчания.
Человек, отныне, человеку волк. После конца света каждый сам за себя. Расползается даже маленькое семейство самой Анны, которую играет Юппер. Старшая дочь бегает в лес к какому-то малолетнему дегенерату и вору. А младший сын от пережитого шока вообще потерял дар речи и пребывает в кататоническом ступоре. Но под конец еще преподнесет матери пару сюрпризов.
Ханеке все же оставляет во всей этой безысходной жути небольшую лазейку, крохотный намек на надежду на спасение. Кроме волчьих метафор он вводит в свой нарратив каббалистический концепт про 36 праведников. Полубезумные беженцы, сбившиеся в кучу на полуразрушенном полустанке в ожидании некоего поезда, несколько раз упоминают еврейскую сказку, в которой говорится о том, что существует 36 скрытых праведников, чья праведность и набожность поддерживают мир и предотвращают его разрушение. Даже если мир кажется грешным и наполненным злом, благодаря существованию этих праведников Бог сохраняет его.
Только ни них и остается уповать несчастным старикам, женщинам и детям в тихом европейском апокале от Михаэля Ханеке.
«Время волков» не считается хитом или хотя бы заметным фильмом австрийского маэстро. «Пианистка», «Забавные игры» или «Любовь» намного более раскручены и популярны. А «Время» в 2003-м даже не попало в основной конкурс Каннского фестиваля, поскольку председателем жюри был Патрис Шеро, сыгравший небольшую роль в картине.
Вместе с тем «Время волков», пожалуй, единственный по-настоящему страшный фильм в моей тематической коллекции. Угрюмые французы в мятых плащах, буднично режущие на мясо тощих лошадей и насилующие чумазых скорбных тетенек повергают в неподдельный шок и ужас именно своей реалистичностью, унылой, скучной повседневностью.
На их кошмарном фоне компьютерные драконы или покрытые гримом и искусственной кровью каскадеры-зомби, харизматичные герои в стильных кожаных куртках и сексапильные постапокалиптические красотки в шкурах, сетках и полиэтиленовых пакетах, выглядят персонажами легенд, милых добрых детских сказок, полных увлекательных приключений и волшебства.
Удачного просмотра.