Найти в Дзене

Время волков

2003 год. Франция, Австрия, Германия. Режиссер Михаэль Ханеке. В ролях: Изабель Юппер, Беатрис Даль, Патрис Шеро, Оливье Гурме

Время апокалипсиса: 2003 год

Причина апокалипсиса: экологическая катастрофа

Масштаб апокалипсиса: Европа

Сегодня на нашем канале самый артхаусный постапокалиптический фильм в истории. Леденящее кровь кино от мрачного австрийского гения, многократного лауреата всевозможных кинопремий Михаэля Ханеке, густо замешанное, как это чаще всего и случается с артхаусными хитами, на религии и социальной психологии.

-2

Само словосочетание «Время волков» не упоминается в Библии, однако тесно связано с темой постапокалипсиса, и метафорически обозначает период, когда люди позабудут про культуру, этикет и гуманизм и начнут вести себя как волки (в смысле по-зверски). Перед, после и во время конца света. Ханеке тут не цитирует какие-то конкретные священные тексты, а скорее опирается на поэтический термин.

-3

Кроме того, существует еще и «час волка». В скандинавском и европейском фольклоре (швед. vargtimmen) — это время около 3-4 часов ночи, когда, по поверью, усиливаются кошмары, возрастает риск суицида, а также происходят сверхъестественные явления. Считалось, что именно в этот час наиболее активны волки и другие ночные хищники. Это время часто ассоциируется с ощущением одиночества, бессонницы, и сильной тревоги. Ингмар Бергман снял об этом одноименный фильм в конце 1960-х.

-4

Уже из названия очевидно, что Ханеке не интересует дизельпанк и киберпанк, глобальное потепление климата, какие-то эпидемии и вообще медицина, атомная война, радиация и вообще политика. А волнуют его социальная отчужденность и нравственный упадок общества. В данном случае европейского, конечно. Хотя очень любопытно было бы посмотреть, чтобы он снял, пожив лет пять где-нибудь в Ивделе.

-5

В фильме не очень четко сформулированы причины наступившего апокалипсиса, но, по массово сжигаемым трупам коров и других домашних животных, можно предположить, что произошло что-то из ряда вон выходящее.

-6

Респектабельное городское семейство пытается пересидеть катаклизм в своем загородном доме. Они закупили продукты, взяли с собой ценные вещи и даже своего попугайчика и поехали в деревню. Однако планы их рушатся уже на пороге. Вместительный и надежный особняк со всеми удобствами заняли какие-то бродяги. Муж и отец активно протестует против захвата жилища, но получает пулю в лоб. А его жена и двое детей оказываются ограблены и выброшены на улицу.

-7

Следующие жуткие полтора часа любимая актриса Ханеке Изабель Юппер и двое ее малолетних партнеров будут слоняться по разрушенной неизвестным бедствием провинциальной Франции и находить только боль, ужас, насилие, обман, предательство и всеобщее озверение.

-8

Никто тут не будет выбривать себе ирокез, садиться на байк и вооружаться обрезом, чтобы терроризировать окружающих, как в «Безумном Максе». Никто не будет наряжаться в черное, поднимать на флаг переработанную свастику, призывать всех к порядку и устраивать диктатуру, как в «Воине потерянного мира». Никто не будет людоедствовать, как в «Дороге» или обращать кого-то в рабство, как в «Америке 3000». Постапокалиптический кошмар от Ханеке будничен и сер, он состоит из холода, грязи, яростных женских истерик и тупого, угрюмого мужского молчания.

-9

Человек, отныне, человеку волк. После конца света каждый сам за себя. Расползается даже маленькое семейство самой Анны, которую играет Юппер. Старшая дочь бегает в лес к какому-то малолетнему дегенерату и вору. А младший сын от пережитого шока вообще потерял дар речи и пребывает в кататоническом ступоре. Но под конец еще преподнесет матери пару сюрпризов.

-10

Ханеке все же оставляет во всей этой безысходной жути небольшую лазейку, крохотный намек на надежду на спасение. Кроме волчьих метафор он вводит в свой нарратив каббалистический концепт про 36 праведников. Полубезумные беженцы, сбившиеся в кучу на полуразрушенном полустанке в ожидании некоего поезда, несколько раз упоминают еврейскую сказку, в которой говорится о том, что существует 36 скрытых праведников, чья праведность и набожность поддерживают мир и предотвращают его разрушение. Даже если мир кажется грешным и наполненным злом, благодаря существованию этих праведников Бог сохраняет его.

-11

Только ни них и остается уповать несчастным старикам, женщинам и детям в тихом европейском апокале от Михаэля Ханеке.

-12

«Время волков» не считается хитом или хотя бы заметным фильмом австрийского маэстро. «Пианистка», «Забавные игры» или «Любовь» намного более раскручены и популярны. А «Время» в 2003-м даже не попало в основной конкурс Каннского фестиваля, поскольку председателем жюри был Патрис Шеро, сыгравший небольшую роль в картине.

-13

Вместе с тем «Время волков», пожалуй, единственный по-настоящему страшный фильм в моей тематической коллекции. Угрюмые французы в мятых плащах, буднично режущие на мясо тощих лошадей и насилующие чумазых скорбных тетенек повергают в неподдельный шок и ужас именно своей реалистичностью, унылой, скучной повседневностью.

-14

На их кошмарном фоне компьютерные драконы или покрытые гримом и искусственной кровью каскадеры-зомби, харизматичные герои в стильных кожаных куртках и сексапильные постапокалиптические красотки в шкурах, сетках и полиэтиленовых пакетах, выглядят персонажами легенд, милых добрых детских сказок, полных увлекательных приключений и волшебства.

Удачного просмотра.