(отрывок из новой книги о памяти)
Говоря о памяти, имеет смысл зайти на территорию Театра. Именно там в театре актеры испокон веков вспоминают собственные многочисленные роли и стараются в этом процессе быть как можно естественнее. Их задача научиться “переживать” и “воплощать”. Переживать то, что пережили их “герои”. И воплощать эти переживания на сцене. Константин Сергеевич, отец знаменитой Системы, которую его последователи и оппоненты вот уже столетие пытаются как-то “доработать”, а то и “кардинально видоизменить”, однако изучая результаты их работы, убеждаешься, что таковые в лучшем случае очень поверхностно ознакомились с трудами самого Станиславского, в худшем, ничего в них не поняли. Потому что либо они предлагали что-то по-настоящему полезное, однако это полезное уже постулировалось в самой Системе, либо это было чем-то уводящим актера от его главной цели: пережить роль и воплотить эти переживания на сцене. Последнее предъявлялось по видимому тогда, когда автор таких “заблуждений” в сердце своем сопротивлялся Системе (как дети в пубертатном возрасте зачастую хотят противопоставить себя и свой образ жизни родительским правилам). Так вот, сам Станиславский в своих исследования пришел к важности так называемой “аффективной памяти”. Позже он назовет ее “эмоциональной памятью” (или памятью ощущений, памятью чувствования).
Мы не будем погружаться в подробную антологию этого явления. Но, поговорим о нем уже с позиции того, что нами было закреплено в написанном выше. Прежде всего само слово “переживание” дает нам подсказку, что актеру во исполнение его основной цели, необходимо работать прежде всего не с формами (текстом роли, голосом роли, движениями роли) но рождать необходимые формы для каждой конкретной роли тем способом, каким любые формы появляются в жизни. То есть, требуется работа с состояниями (энергией и смыслом), которые и являют на свет любые возможные формы, в соответствии с сиюминутным (в данном случае “театральным”) контекстом. Напомним, некоторую последовательность трансформаций методов работы с переживаниями, которая нам известна. Еще древнегреческий актер по имени Пол, играя Электру, для чистоты переживания принес на сцену урну с прахом недавно умершего сына. И был весьма убедителен в этой роли. Сам Станиславский предлагал от “урн отказаться” и работать с “воспоминаниями похожих событий” (похожих на события, происходящие с действующим лицом спектакля по его роли). Необходимо было вспомнить похожее событие самым подробным образом. Все это пробуждало “похожие состояния” и “переживания”. Однако, обнаружился у такого метода и побочный эффект. Так называемое “срабатывание эмоциональной памяти”. Когда после многократного погружение в подробные воспоминания конкретных событий, необходимые состояния переставали воссоздаваться с требуемой интенсивностью. Кроме того, нередки случаи, когда конкретный актер был лишен возможности пережить конкретное событие (смерть матери, например). На помощь Станиславскому пришел Ли Страсберг. Он посоветовал актерам вспоминать чувства, сопровождавшие актера при похожем событии. Также подробно вспоминать визуальные, аудиальные, вкусовые, телесные ощущения, запахи. Наверное это работает. Однако, подозреваем, что и тут не обошлось без “побочки”. Любое воспоминание форм (хотя бы этими формами и были пять чувств) сопряжено с тем, как мы выяснили выше, что эти формы невозможно перенести из контекстов прошлого в настоящие контексты “дословно” (то есть в полном соответствии с оригиналом). Любая форма зависит от временного контекста (будь то контекст прошлого или будущего). Мы возвращаемся к термину “воображение” (восстановление по памяти визуальной, аудиальной, вкусовой, телесной, запаховой “картинки”, создание “копии” того “оригинала”). И здесь возможны “искажения” и “шумы”. Ну и никуда не деться от того, что “нередки случаи, когда конкретный актер был лишен возможности пережить конкретное событие (смерть матери, например)”.
Возьмем инициативу в свои руки. В руки сторителлеров. И скажем, прежде всего, что “эмоциональная память” мощнейший инструмент вспоминания, поскольку связан с потенцией “состояний преодоления”. С энергией и смыслом этого преодоления. Именно пережитые состояния дают возможность вспомнить то, что давно забыто и никогда не вспоминалось (а забыто и никогда не вспоминалось по причине “страданий”, связанных с любым преодолением). Но, та же эмоциональная память связано с тем, что Платон называл “анамнезисом”. То, что помнила душа до своего воплощения в тело. То есть, возможность перейти из “области знания” в “область сознания”. Всего того, что было пережито до жизни конкретного человека и будет пережито после его жизни. Согласитесь, это поле близко не сравнимо с тем, что предлагали древнегреческий актер, и даже Станиславский с Ли Страсбергом.
Но, отдадим должное гениальности Константина Сергеевича, который предложил актерам слово “переживание”. Даже обдумывание значений этого слова может дать актеру важные дополнительные инструменты для работы над ролью. Для “вспоминания” своей роли. Вспомним эти значения… Переживать - эмоционально вовлекаться. Переживать - проживать заново. “Переживать - проходить через точку смерти, оставаясь живым. Умирать, воскресая. Тут тебе и Миф, и Ритуал, и Жертвоприношение. И мы подошли непосредственно к Истории. Или историям. Историям именно преодоления, в которых хранятся наши “состояния преодоления”. А в них наши страдания и наша страда. Через болезненность к сбору нового урожая. К воскресению.
Именно ритуальное вспоминание собственных многочисленных историй преодоления, есть лучшее упражнение (тренинг и муштра) для работы с эмоциональной памятью (равно, как и с эмоциональным интеллектом, модным сегодня, но не бессмысленным понятием). А то, что таких преодолений у каждого было в достатке, свидетельствует сам факт того, что вы, те, кто это способен прочесть до сих пор живы. С момента вашего рождения. Такие упражнения с периодическим проговариванием (лучше устно, но, можно и письменно) своих историй преодоления допускают вас не просто к конкретному состоянию конкретного преодоления, которого у вас по факту может и не быть (я опять возвращаюсь к Полу, Станиславскому и Ли Страсбергу), однако указывают вам на ту область состояний, всей мощью и разнообразием которых вы можете пользоваться по собственному желанию в любой момент времени, при любых обстоятельствах. Ну, и чтобы два раза не вставать… Такие упражнения полезны не только актерам. Любой потенциальный Рассказчик (политик, управленец, общественный деятель, предприниматель, учитель, военачальник, спортсмен и пр.) нуждается в таких упражнениях.
...................................................
Мой канал ВК... https://vk.com/gopius
……………………………………………………..
Сказки и былины о войне и героях. Для детей и взрослых…
https://dzen.ru/a/Y45TOB1a-A_5nlzw
Трагедия и героизм буквы “Z”.
https://dzen.ru/a/YuX0ZmE41EdN8WTN
Полное собрание сочинений…