Для вывода рязанских компаний на международные рынки одних только деклараций недостаточно
Во времена экономической нестабильности аналитики часто вспоминают китайское слово «кризис», которое состоит из двух иероглифов, один из них означает «опасность», а другой – «возможность». И этот факт из области занимательной лингвистики регулярно подтверждается в нашей повседневной жизни.
Идут на сближение
Тысячи российских компаний уже несколько лет испытывают жесткий санкционный прессинг со стороны, как их принято сейчас называть, недружественных стран. Но эти искусственные ограничения дали многим производителям уникальный шанс прорваться на новые и ранее неизведанные международные рынки и получить впечатляющую выгоду.
Но чтобы навести мосты на пути к надежным партнерам и обеспечить стабильный экспорт своей продукции усилий менеджмента одной отдельно взятой компании явно недостаточно. Это наглядно показал проходивший 12-13 сентября VII деловой форум «Дни международного бизнеса в Рязанской области», собравший более трехсот частников из России, Белоруссии, Китая, Кубы, Турции и Узбекистана.
Организатором знаковой встречи стали Агентство развития бизнеса (АРБ) при региональном правительстве и Рязанский центр поддержки экспорта. Специалисты этих структур, как неоднократно признавали в интервью «Новой» многие предприниматели, уже несколько лет предоставляют компаниям набор инструментов и возможностей для быстрого и эффективного освоения зарубежных торговых площадок. Речь идет о различных обучающих курсах и программах для экспортеров, помощи в организации переговоров с партнерами, проведении бизнес-миссий в те страны, которые наиболее интересны региональным производителям, продвижении рязанских брендов на международных выставках, организации логистических цепочек, обеспечении безопасных финансовых расчетов субсидировании части транспортных расходов. Результаты столь весомого содействия были продемонстрированы во время недавно завершившегося форума.
Главными темами двухдневного общения бизнесменов из различных стран стали способы укрепления международного сотрудничества, особенности работы с контрагентами, построение логистики и проведение трансграничных платежей.
Установлению новых деловых контактов между рязанскими и зарубежными предпринимателями способствовала наглядная презентация конкретных мер господдержки экспорта.
Контрагенты демонстрируют аппетит
Насколько эффективно работает этот механизм можно судить по цифрам, которые привел на пленарном заседании форума губернатор Павел Малков.
– В целом за четыре года в регионе стало вдвое больше экспортеров, и динамика роста сохраняется. При этом доля несырьевых неэнергетических товаров (в структуре экспорта, – ред.) превышает 90%, – заявил глава региона. – Получается, что иностранных контрагентов больше всего интересуют изделия, выпускаемые на предприятиях высокотехнологичных отраслей: фармацевтики, машиностроения, пищевой и химической промышленности.
– Главным результатом форума стало заключение выгодных контрактов на поставку продукции, – прокомментировала итоги дней международного бизнеса заместитель председателя правительства Рязанской области Юлия Швакова.
По данным «Новой», уже в самом начале форума была принята программа по развитию торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между Рязанской областью и Белоруссией на 2025-28 годы.
В 2023 году доля Беларуси в региональном товарообороте составила порядка 15%, увеличившись в сравнении с 2022 годом почти в два раза. Программа подразумевает наращивание взаимных поставок строительных материалов, нефтепродуктов, сельскохозяйственной и продовольственной продукции.
Подписан меморандум о взаимопонимании с кубинскими партнерами, и это, как обещают, не банальная декларация о намерениях, а документ, предусматривающий рост экспорта на остров Свободы продукции сельского хозяйства, стройматериалов, а также увеличение туристического потока.
На фото:
Губернатор Павел Малков открывает пленарное заседание форума. Фото: agency62.ru
В региональном центре поддержки экспорта убеждены, Куба благодаря своему географическому положению может стать не только самостоятельным партнером, но и отправной точкой для расширения экономических связей рязанских фирм с латиноамериканскими странами.
Как и на форумах прошлых лет, оптимальной стартовой площадкой для заключения новых контрактов стала биржа контактов с потенциальными партнерами из Беларуси, Китая, Турции и Узбекистана, где приняли участие 15 региональных и шесть иностранных компаний. На взгляд участников встречи, неформальное общение в таком формате помогает получить более точную информацию о товарах и услугах, установить личные контакты и ускорить процесс заключения соглашений.
Кроме того, дни международного бизнеса стали достойным поводом для проведения ответной бизнес-миссии и визита на рязанские предприятия партнеров из Беларуси и Узбекистана. Особый интерес у зарубежных гостей вызвали шоколад и кондитерские изделия, мясо и мясопродукты, мука рязанского производства.
В отпуск уходить рано
Достойным финалом форума стало награждение победителей Всероссийской премии в области международной кооперации и экспорта «Экспортер года» по Центральному федеральному округу.
Премия присуждается за наибольшие успехи в осуществлении экспорта несырьевых неэнергетических товаров, услуг, а также результатов интеллектуальной деятельности.
В этом году победителями окружного этапа стали 47 компаний в 20 номинациях. Не остались без наград и рязанские производители.
Компания «Агромарт» (о секрете ее успеха «Новая» рассказывала в №30 от 22 августа), производящая различные виды стекла, вошла в тройку дважды, став бронзовым призером в номинациях «Трейдер года» и «Прорыв года».
По мнению заместителя председателя правительства Рязанской области Юлии Шваковой, «достижения лучших экспортеров служат примером для всех предпринимателей России, ведь экспорт – это высший пилотаж бизнеса, показатель высокого качества продукции».
Но такая высокая оценка не повод уйти в отпуск представителям Агентства развития бизнеса и Рязанского центра поддержки экспорта, который уже не первый год входит в пятерку лучших в России. Часть сотрудников продолжит подготовку и проведение семинаров с предпринимателями в районах области, а буквально на следующий день после окончания форума представительная рязанская делегация, в которую вошли сотрудники десяти предприятий, отправилась с бизнес-миссией в Согдийскую область Таджикистана.
Виктор НИКАНОРОВ
На фото:
Зампред правительства Юлия Швакова и посол Кубы Пенья Хулио А. Гармендия подписали меморандум о взаимопонимании с кубинскими партнерами. Фото: agency62.ru