Найти в Дзене
Полина Дышлова

Специфические особенности драмы как литературного рода

Понятие драмы в школьном курсе литературы и в современном литературоведении совпадают. Необходимо отметить, что драма является один из трёх родов литературы, выступая наряду с эпосом и лирикой. Драма выступает в качестве особого рода литературы, который одновременно принадлежит театру и литературе. Драма сформировалась на основе эволюции театральных представлений: выдвижение на первый план актеров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало ее возникновение как рода литературы. Изначально драма была предназначена для коллективного восприятия, драма всегда тяготела к наиболее острым общественным проблемам, социальным конфликтам, а после в самых ярких своих образцах становилась народной; основой драмы выступали социально-исторические противоречия или извечные, общечеловеческие антиномии, которые раскрывались в художественном тексте в кульминации конфликта. Специфика драмы как литературного рода состоит в особой организации художественной речи героев произведения: в отличие

Понятие драмы в школьном курсе литературы и в современном литературоведении совпадают. Необходимо отметить, что драма является один из трёх родов литературы, выступая наряду с эпосом и лирикой. Драма выступает в качестве особого рода литературы, который одновременно принадлежит театру и литературе. Драма сформировалась на основе эволюции театральных представлений: выдвижение на первый план актеров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало ее возникновение как рода литературы. Изначально драма была предназначена для коллективного восприятия, драма всегда тяготела к наиболее острым общественным проблемам, социальным конфликтам, а после в самых ярких своих образцах становилась народной; основой драмы выступали социально-исторические противоречия или извечные, общечеловеческие антиномии, которые раскрывались в художественном тексте в кульминации конфликта.

Специфика драмы как литературного рода состоит в особой организации художественной речи героев произведения: в отличие от эпических произведений в драме отсутствует повествование и первостепенное значение приобретает прямая речь героев, их диалоги и монологи, а также авторские ремарки. Драматические произведения, как отмечалось выше, предназначены для постановки на сцене, этим определяются специфические черты драмы:

- отсутствие повествовательно-описательного изображения;
- авторская речь носит вспомогательный характер и выступает в качестве ремарки, характеризующей действия героев во время произнесения реплик;
- основной текст драматического произведения представлен в виде реплик героев (монолог и диалог);
- драма как род литературы не имеет такого многообразия художественно-изобразительных средств, как эпос: речь и поступок в драматических произведениях выступают как основные средства создания образа героя;
- объём текста и времени действия в драме ограничен сценическими рамками;
- требованиями сценического искусства продиктована и такая особенность драматических произведений, как некое преувеличение (гиперболизация).

Необходимо отметить, что драматические произведения сочетают в себе речевую характеристику персонажей и зрелищную выразительность. В связи с этим, к драме формируется важнейшее требование – её сценичность (обусловливаемая, в конечном счёте, острым конфликтом, в котором заключается социально-значимая проблема).

Драма как род литературы включает в себя множество жанров, которые воспевают социально-значимые проблемы в различном ключе. В современном литературоведении принято выделять следующие разновидности драматических произведений:

1. Драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом. По ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними в ходе взаимодействия.

2. Трагедия – это литературное драматическое произведение, основанное на непримиримом остром жизненном конфликте, в котором отражаются социальные противоречия. Трагедии свойственны напряженная борьба персонажей с сильными характерами, страстей, которая заканчивается катастрофическим для персонажей исходом (как правило, смертью).

3. Комедия – это литературное драматическое произведение, в котором характеры, ситуации и действия персонажей представлены комично, с использованием приёмов юмора и сатиры. Комедию подразделяют на комедию-масок, комедию-положений, комедию-характеров. Также к этому жанру относят фарс, водевиль, интермедию, скетч.

4. Трагикомедия – это литературное драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или представляет собой беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов. Основным приемом трагикомедии является гротеск.

Драматические произведения традиционно строятся по определённой схеме, которая имеет следующий вид: экспозиция (представление героев), завязка (столкновение героев), развитие действия, кульминация (конфликт), развязка.

Таким образом, рассмотрев понятие драмы в современном литературоведении, мы можем сделать вывод о том, что драма выступает в качестве особого рода литературы, который одновременно принадлежит театру и литературе. Предназначенная для коллективного восприятия, драма всегда тяготела к наиболее острым общественным проблемам и в самых ярких образцах становилась народной; ее основа – социально-исторические противоречия или извечные, общечеловеческие антиномии. Специфика драмы как литературного рода состоит в особой организации художественной речи: в отличие от эпоса в драме отсутствует повествование и первостепенное значение приобретает прямая речь героев, их диалоги и монологи. В современном литературоведении принято выделять следующие разновидности драматических произведений: драма, трагедия, комедия (фарс, водевиль, интермедия, скетч), трагикомедия. Драматические произведения традиционно строятся по следующее схеме: экспозиция (представление героев), завязка (столкновение героев), развитие действия, кульминация (конфликт), развязка.