Найти в Дзене
Полина Дышлова

Методические рекомендации по использованию текстовой основы как приема для изучения синтаксиса русского языка в 8 классе

При изучении синтаксиса на текстовой основе в 8 классе можно построить весь урок исключительно на выполнении практических упражнений, которые основываются на тексте и его непосредственном анализе. Это могут быть задания как с устным, так и с письменным контролем. Необходимо отметить и тот факт, что на уроках по изучению синтаксиса текстовая основа может быть включена в тестовый формат. При изучении раздела синтаксиса на уроках русского языка преподаватель может совместно с обучающимися составлять памятки и таблицы для опоры при выполнении практических заданий. В качестве примера упражнения с письменным контролем можно привести следующее: «Определите вид односоставных предложений. Расставьте знаки препинания. 1. Хорошо быть в такую ночь на пустой дороге. 2. Любите живопись поэты! 3. Смеркалось и пора было выбираться из леса. 3. За рекой удивительно хорошо пели русские песни. 4. Осеннее утро. Сыро. 5. Любишь кататься люби и саночки возить. 6. Мне весело и грустно одновременно.» Устные уп

При изучении синтаксиса на текстовой основе в 8 классе можно построить весь урок исключительно на выполнении практических упражнений, которые основываются на тексте и его непосредственном анализе. Это могут быть задания как с устным, так и с письменным контролем. Необходимо отметить и тот факт, что на уроках по изучению синтаксиса текстовая основа может быть включена в тестовый формат.

При изучении раздела синтаксиса на уроках русского языка преподаватель может совместно с обучающимися составлять памятки и таблицы для опоры при выполнении практических заданий.

В качестве примера упражнения с письменным контролем можно привести следующее:

«Определите вид односоставных предложений. Расставьте знаки препинания.

1. Хорошо быть в такую ночь на пустой дороге. 2. Любите живопись поэты! 3. Смеркалось и пора было выбираться из леса. 3. За рекой удивительно хорошо пели русские песни. 4. Осеннее утро. Сыро. 5. Любишь кататься люби и саночки возить. 6. Мне весело и грустно одновременно.»

Устные упражнения при изучении синтаксиса на текстовой основе могут иметь следующий вид:

«Творческая работа. Из произведений устного народного творчества выбрать пословицы, синонимичные данным.

Ленивого и по платью узнаешь. Где дружно работают, там песня слышна. На всякого Егорку есть поговорка.»

Методика использования текстовой основы при изучении синтаксиса в рамках школьного курса в 8 классе может быть реализована с помощью приема карточек с индивидуальным заданием для каждого обучающегося или отдельной группы обучающихся. Карточки могут быть следующего вида:

КАРТОЧКА
Спишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены. Укажите вид обстоятельства по значению.
1) Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день. 2) Как щит, в бою окровавле́нный, восходит полная луна. 3) Видом моря любоваться собралась толпа гостей. 4) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. 5) И звуки полетят, красуясь и играя.

Необходимо отметить и тот факт, что еще на уроках русского языка в школе преподавателями могут быть использованы практические задания, которые носят характер включения в себя нестандартных речевых ситуаций. Такие задания также базируются непосредственно на текстовой основе. В качестве примера мы можем обратиться к следующему практическому упражнению:

«Прочитайте. Укажите, какие это предложения и какой формой глагола выражены в них сказуемые. Перепишите. Вспомните и напишите три пословицы со сказуемым – глаголом в форме 2-го лица.

1. Умную голову поч..тают (с) молоду. 2. Дело словом (не) замен..шь. 3. После дела за советом (не) ходят. Стой за правду горой. (С) начал.. подумай, потом говори. Соловья баснями (не) кормят.»

Отметим, что преподаватель русского языка может еще подготовить практические задания на текстовой основе, которые направлены на сравнительный и сопоставительный анализ. Например, сравнительный анализ предложений:

«Сопоставьте пары предложений. В каких из них смысл высказывания исчерпан до конца, какие дают возможность домыслить, дофантазировать, ярче представить картину?

1. Наступила весна. – Весна. 2. Свети т яркое солнце. – Яркое солнце. 3. По дорогам бегут веселые ручьи. – Веселые ручьи. 4. В парках весело звучат голоса птиц. – В парках голоса птиц.

Лютует январь. Разбушевались метели. Снега покрыли все кругом. Мы идем по дороге к лесу. Пробираемся узкой тропинкой. Видим избушку лесника. – Январь. Метели. Снега. Дорога к лесу. Узкая тропинка. Избушка лесника.»

Необходимо отметить и тот факт, что на уроках русского языка преподаватель может давать тестовые задания для изучения синтаксиса, которые также базируются на текстовой основе. Опять же, тестовые задания требуют от обучающихся четкого односложного ответа на конкретный вопрос. Обычно, преподаватели требуют устного объяснения того или иного ответа от обучающихся. В качестве примера можно привести подобные задания:

1. Найдите среди данных предложений односоставное. Запишите только букву, которая на него указывает.

а) Не плачь ты попусту.

б) Часам к двум пополудни началась гроза.

в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

г) Тротуары заливают асфальтом.

2. Определите тип предложения «Ночь как год».

а) Односоставное.

б) Двусоставное.

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определённо-личное предложение – это …

а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);

б) односоставные предложения;

в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

4. Найдите безличное предложение:

а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.

б) Хорошо в зимнем лесу

в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

г) Газеты приносят утром.

5. Определите тип предложения «Тропинки в лесу замело снегом».

а) двусоставное;

б) определённо-личное;

в) безличное;

г) неопределённо-личное.

Таким образом, мы можем говорить о том, что при изучении раздела синтаксиса на уроках русского языка преподаватель может совместно с обучающимися составлять памятки и таблицы для опоры при выполнении практических заданий. Задания с текстовой основой могут быть различного характера. Выделяются задания как с устным, так и с письменным контролем. Среди практических письменных заданий в качестве методической рекомендации могут быть предложены следующие виды упражнений: творческая работа, карточки с индивидуальным заданием, карточки с групповыми заданиями, задания с включением в себя нестандартных речевых ситуаций, задания на текстовой основе, которые направлены на сравнительный и сопоставительный анализ и, конечно же, тестовые задания.